Сенатор Амангельды Толамисов заявил, что художники Казахстана лишены правового статуса и поддержки, а также попросил вернуть ИЗО в школьную программу, передает Bizmedia.kz.
Наш депутатский запрос адресован заместителю премьер-министра Тамаре Дуйсеновой. Он связан с отсутствием в национальном законодательстве нашей страны терминов «профессиональный художник» и «изобразительное искусство».
В 2020 году депутаты парламента предыдущего созыва предложили поправки к Закону о культуре, касающиеся включения понятий «искусство», «художник», «скульптор», «мастер декоративно-прикладного искусства», «ремесленник» и других. Однако в то время государственные органы не поддержали эти поправки, основываясь на том, что в законе уже есть общие термины «творческий работник» и «творческая деятельность».
Соответственно, с точки зрения государственных органов, термины «художник», «поэт» и «писатель» охватываются понятием «творческий работник».
История изобразительного искусства восходит к временам становления человечества на Земле. С первых наскальных рисунков до работ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Дали, Айвазовского и наших Калмыкова и Кастеева – эта профессия всегда была востребована и актуальна.
Эта профессия давно превзошла традиционное рисование и стала неотъемлемой частью многих других видов искусства, таких как кино и анимация. Также художественные навыки важны в различных производственных процессах, от легкой промышленности до IT-индустрии. Во многих странах эта профессия имеет свой профессиональный и правовой статус. Введение такого статуса в нашей стране было бы актуально, тем более что у нас есть учебные заведения, которые готовят профессиональных художников, но они лишены официального статуса.
В результате наши профессиональные художники сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, правовом признании, налогообложении их доходов, государственных поддерживающих программах и участии в международных проектах. Это напрямую влияет на качество международного сотрудничества в этой области. Поэтому мы считаем, что определение профессии «художник» должно вернуться в правовое поле нашей страны.
Следующая проблема – отсутствие предмета «изобразительное искусство» в учебных планах общеобразовательных школ, что вызывает еще большее беспокойство. Это может негативно сказаться на развитии детей по нескольким причинам.
Во-первых, изобразительное искусство стимулирует творческое мышление и воображение детей. Без этого предмета дети могут упустить возможность развить свои творческие и художественные навыки. Искусство позволяет детям выражать свои чувства и эмоции, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в вербальном выражении своих мыслей и чувств.
Во-вторых, изучение искусства способствует развитию критического мышления и способности к анализу, синтезу и интерпретации информации. Эти навыки могут быть перенесены на другие учебные предметы.
Третье, рисование, скульптура и другие художественные занятия улучшают мелкую моторику и координацию детей.
Четвертое, изобразительное искусство знакомит детей с разными культурами и историческими периодами, развивает уважение и понимание культурного многообразия. Включение изобразительного искусства в учебную программу способствует интеллектуальному, эмоциональному, социальному и физическому развитию ребенка, играя важную роль в его общем развитии.
В связи с вышеизложенным, мы просим внести изменения в законодательство, чтобы придать профессии «художник» официальный статус и вернуть предмет «изобразительное искусство» в школьные учебные программы.