Сенатор Сергей Карплюк рассказал о поправках, которые сенаторы не приняли и вернули в мажилис на доработку. Какие именно предложения были отвергнуты и в чем заключались их концептуальные недоработки и разногласия, передает Bizmedia.kz.
Мы внесли поправки, которые, по мнению моих коллег, улучшают действующие законопроекты. Например, вы слышали, что мы добавили 60-дневный льготный период для военнослужащих срочной службы, чтобы банки и микрофинансовые организации не предъявляли им требования сразу после призыва.
Если у срочника есть кредиты, а он выполняет конституционный долг, защищая Родину, то по возвращении домой, сразу после увольнения, его не должны обременять банковскими счетами. Мы решили, что необходим определенный срок, и установили его в 60 дней. Это предложение было одобрено и получило положительное заключение правительства.
Бывший срочник получил возможность трудоустроиться и уже стал платежеспособным. В соответствии с одной из поправок, он временно освобождается от выплаты кредита. Банки и микрофинансовые организации не будут начислять проценты и предъявлять требования. Кредит не будет списан, но срочнику дается время на поиск работы и финансовое восстановление.
Ему также задали вопрос, что сейчас в Egov можно установить запрет на выдачу кредитов на полгода. Был ли в новом законе предусмотрен пункт о продлении этого срока до года или даже до 10 лет?
Нет, такие сроки мы здесь не рассматривали. Однако, этим пунктом могло бы воспользоваться старшее поколение, ответил он.
Почему его нет? Они могли бы установить запрет на 10 лет и жить спокойно, спросили журналисты.
Такой вопрос не поднимался, но эта процедура бесплатная, и вы можете устанавливать запрет столько раз, сколько захотите. Там нет никаких ограничений, типа «раз в год» или что-то подобное. Вы можете делать это постоянно. Этот срок также обсуждался, нужно посмотреть, как он будет работать. Ведь многие не воспользовались этим правом.
Ранее заместитель главы АРРФР Олжас Кизатов предоставил данные о задолженностях граждан Казахстана перед банками.
На обсуждении закона о снижении кредитных рисков в Сенате его спросили о суммарной задолженности казахстанцев перед финансовыми учреждениями.
Кизатов сообщил, что на 1 апреля объем потребительских кредитов достиг 14,2 триллиона тенге, из которых 1,6 триллиона тенге, или 12 процентов, приходится на кредиты с просрочкой свыше 90 дней. В стране 8,4 миллиона человек взяли потребительские кредиты.
Кроме того, он уточнил, что 1,5 миллиона заемщиков имеют просрочку по платежам более чем на 90 дней, данные предоставлены на 1 апреля 2024 года.