Представители отечественного автопрома предложили пересмотреть расчет коэффициента долговой нагрузки при выдаче займов на покупку нового автотранспорта, сообщает Bizmedia.kz.
На встрече с журналистами в Алматы глава «Астана Моторс» Нурлан Смагулов рассказал о ситуации на рынке автокредитования. «Сейчас из-за контроля государства над потребительскими займами возникают трудности с кредитованием, так как введен коэффициент долговой нагрузки (КДН), распространяющийся на автомобили. Мы предлагаем его смягчить для новых машин, так как для казахстанцев транспорт часто является средством заработка. Надеемся, что КДН для новых авто будет пересмотрен,» – отметил он.
CEO «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев подчеркнул, что правительство заинтересовано в минимальном влиянии мер по борьбе с долговой нагрузкой на автоиндустрию. «Авто являются залоговым кредитом, и в случае неуплаты обеспечением будет транспортное средство, зарегистрированное в ЦОНе. Мы отличаемся от потребкредитов, где нет залога. Эти аргументы мы приводим, чтобы смягчить требования к КДН для авто займов. Сейчас коэффициент составляет 50% (0,5), мы ведем переговоры, чтобы он был 70% (0,7),» – пояснил он.
Глава Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева добавила, что обсуждение с Агентством по регулированию и развитию финрынка (АРРФР) ведется около полугода. Ранее финрегулятор опубликовал проект постановления, где предлагалось не применять КДН для займов на новые авто до конца года. Согласно документу это решение принято для поддержки отечественной автоиндустрии и продаж в рамках льготного автокредитования. В АРРФР отметили, что ссуды под залог авто менее подвержены риску невозврата, так как просроченная задолженность погашается путем реализации залогового авто и попадает под страховое покрытие КАСКО.
Сенатор раскритиковал программу льготного автокредитования в Казахстане
В обращении к премьер-министру Алихану Смаилову сенатор Султанбек Макежанов выразил тревогу относительно состояния национальной автомобильной промышленности.
Сенатор указал на несоответствие между значительными инвестициями в программу льготного автокредитования – около 190 миллиардов тенге с 2015 по 2022 годы – и уменьшением количества проданных машин. Если в 2016 году 79% автомобилей продавалось с использованием льготного кредита, то к 2017 году эта цифра сократилась до 9%, колеблясь потом между 4 и 15%.
Сенатор подчеркнул, что, несмотря на увеличение выпуска автомобилей с 12 тысяч до 100 тысяч в 2022 году благодаря налоговым льготам, задача поддержки отечественной комплектующей промышленности остаётся нерешённой. По его словам, казахстанские производители автомобилей склонны отказываться от батарей, шин и других деталей, производимых внутри страны.
Оптимизация программы льготного автокредитования остается открытым вопросом, поскольку ее текущие результаты не соответствуют заявленным целям: увеличению количества автомобилей у населения и обновлению автопарка. Отчетность Бюро национальной статистики на первое октября 2023 года показывает, что количество легковых автомобилей на душу населения составляет 186 на 1000 человек. В России этот показатель равен 318, в Беларуси – 323.
«Меры по первичной регистрации импортируемых автомобилей, направленные на борьбу с ввозом устаревших авто, привели к росту стоимости автомобилей в целом», — подчеркивает сенатор.
Введенный экологический налог также увеличивает стоимость автотранспорта. В начале прошлого года более половины зарегистрированных автомобилей (51%) имели возраст свыше 20 лет, 21% — от 10 до 20 лет, и только 8% — не старше трех лет.
Сенатор Макежанов подчеркнул, что объем льготных автокредитов, предоставляемых через банки второго уровня, не отвечает спросу населения, о чем свидетельствует мгновенное исчерпание лимитов кредитов на платформе autonesie.kz в течение 18 секунд.