Глава Минторговли рассказал, как будут наращивать экспорт казахстанской продукции, передает Bizmedia.kz.
«Расширилась география экспорта до 135 стран, тогда как в 2022 году было 129 стран. Увеличились поставки готовой продукции в азиатские страны: Китай – на 8%, Южная Корея – на 26%, Вьетнам – на 46%», — сказал на заседании правительства министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев.
Между тем, по его данным, при росте экспорта услуг на 29% наблюдается снижение поставок по промышленным товарам, таким как медь, ферросплавы, цинк, серебро, нефтепродукты.
«Падение связано с внешними факторами, как волатильность мировых цен, снижение спроса и обострение конкуренции на целевом рынке. Вместе с тем, выросли физические объемы поставок переработанной продукции АПК: муки — на 1,1%, подсолнечного масла — более чем на 55,5%, напитков – на 42,8%», — добавил министр.
Для наращивания экспорта в первую очередь взят фокус на Китай.
«Мы ставим перед собой цель — в среднесрочной перспективе увеличить экспорт готовой продукции в 2,5 раза, доведя его до $12,5 млрд. С странами ЕАЭС и Центральной Азии продолжим активно работать над ростом товарооборота, создавая необходимую инфраструктуру для приграничной торговли. Особое внимание уделяется увеличению поставок высокомаржинальных товаров, таких как охлажденное мясо баранины, мясо птицы и субпродукты, которые пользуются высоким спросом в странах Ближнего Востока», — указал министр.
Приоритетным направлением для Казахстана, по его словам, также являются рынки Европейского Союза, которые готовы закупать казахстанскую пищевую и органическую продукцию.
«Одним из драйверов экспортной выручки для экономики страны является сектор услуг. Объемы экспорта услуг за прошлый год составили $10,3 млрд. Нами проведена паспортизация и составлен реестр из 320 сервисных компаний, ориентированных на экспорт. Преимущество отрасли заключается в том, что казахстанская услуга может быть экспортирована, не пересекая границу. Приоритетизированы ИТ, нефтесервисные и медицинские услуги», — резюмировал Шаккалиев.
Основными мерами поддержки станут возмещение затрат бизнеса на маркетинговое продвижение услуг, получение международной сертификации, а также юридическое и техническое сопровождение.
Ранее сообщалось, что 320 компаний из Казахстана экспортируют свои услуги – Министерство торговли и интеграции
В 2023 году экспорт услуг достиг $10,3 млрд. Министерство торговли и интеграции провело паспортизацию и составило реестр из 320 компаний, ориентированных на экспорт, в основном в сфере IT, нефтесервисных и медицинских услуг.
Основные меры поддержки включают:
- компенсацию затрат на маркетинг
- получение международных сертификатов
- юридическое и техническое сопровождение
1 тенге поддержки экспорта приносит 500 тенге выручки: МТИ о мерах по развитию несырьевого экспорта
Для подготовки казахстанских экспортеров к выходу на приоритетные рынки запускается торговый акселератор на базе АО QazTrade.
В институте QazTrade сосредоточены сервисные меры, которыми ежегодно пользуются более 450 компаний. По данным министерства, на каждый тенге, потраченный на экспортную поддержку, приходится 500 тенге экспортной выручки.
В 2024 году в Казахстане будет создано Экспортно-кредитное агентство. Организация предоставит бизнесу спектр страховых и финансовых мер поддержки на всех стадиях экспортного процесса.