Согласно поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева об усилении потенциала АПК, разработан механизм по ускоренному обновлению машинно-тракторного парка и развитию местных предприятий сельхозмашиностроения, сообщает Bizmedia.kz.
Министерство промышленности и строительства совместно с Министерством сельского хозяйства приняло документ, исключающий субсидии на зарубежную сельхозтехнику, аналоги которой производятся в Казахстане.
В стране работают 8 заводов, производящих более 15 брендов тракторов и комбайнов разной мощности и модификаций. В 2023 году отечественные производители выпустили 5 418 тракторов на сумму 113,5 млрд тенге и 1 032 комбайна на 99,1 млрд тенге.
Ранее разница в субсидиях была в пользу импортной техники: на местные предприятия направлялось 28,3%, на импортные — 41,9%. Новый механизм снижает субсидии импортных производителей до 6,5%, увеличивая долю отечественных до 63,7%.
Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркивает, что локализация бизнеса имеет решающее значение. Например, в 2021 году Claas подписала контракт на сборку комбайнов TUCANO 450 и TUCANO 580 на «СТ ЭСЭМБЛИ» В 2023 году было приобретено 246 машин и 158 прицепов. На предприятии сейчас работают 73 сотрудника, что почти удвоило число рабочих мест.
Исключение субсидий на зарубежную технику не касается специализированной техники, производство которой не налажено в Казахстане. Для такой техники субсидии составят 25%, независимо от страны производства.
Казахстанские предприятия сельхозмашиностроения охватывают 85-90% рынка. Около 90% аграриев в стране — мелкие и средние фермеры, для которых льготный лизинг и доступная техника открывают возможности обновления парка.
Ранее сообщалось, что фермеры Казахстана остались без поддержки государства при покупке техники.
В рамках лизинга выделяется всего 15 млрд тенге, что позволяет приобрести лишь 150 машин, тогда как фермерам нужно больше техники. Приобрести комбайны на собственные средства почти невозможно. Аномальная жара и нашествия саранчи приведут к потере урожая.
Комбайны и другая техника изношены на 70%. Фермеры недоумевают, почему на льготное кредитование автомобилей выделяется 100 млрд тенге, а на лизинг техники всего 15 млрд тенге.
Средняя стоимость комбайна — 100 млн тенге, поэтому только 150 аграриев могут позволить себе новую технику. Фермеры считают, что льготный лизинг следует предоставлять пока обновление техники не достигнет 80%.
«Нужна программа льготного лизинга, чтобы обновить технику в сельском хозяйстве, учитывая климатические условия и сроки посева. Мы нуждаемся во влагосберегающей и скоростной технике, которую сложно приобрести в нужном количестве. Когда обновление техники достигнет 80%, мы сможем своевременно получать урожаи, используя современную технику», — отмечает учредитель ТОО «Азия Алтын» Светлана Михайленко.
Фермеры считают, что программу льготного лизинга следует сокращать только тогда, когда 80% техники не нуждается в замене. В настоящее время аграрии обязаны обновлять свои машины за свой счет, а иногда берут кредиты по рыночным ставкам, что добавляет нагрузку, поскольку кроме техники им необходимо покупать дополнительные материалы. Они также сильно страдают от природных катаклизмов.
Фермеры сейчас испытывают финансовые трудности, поскольку им приходится обновлять свой автопарк за свой счет или с помощью рыночных кредитов.