Глобальный спрос на бензин может сократиться вдвое в 2024 году, что отразится на марже нефтеперерабатывающих заводов во второй половине года, согласно аналитикам. Спад спроса обусловлен переходом на электромобили в Китае и США, а также возвращением к нормальным уровням потребления после спада, вызванного COVID-19, передает Bizmedia.kz.
Консалтинговая компания Wood Mackenzie прогнозирует, что в этом году спрос увеличится на 340 000 баррелей в день, достигнув 26,5 млн б/д, что ниже прошлогоднего роста на 700 000 б/д. Это связано с тем, что Китай приближается к пику спроса на транспортное топливо, а США уже его превысили.
«Проникновение электромобилей увеличивается в США и Китае», — отмечает аналитик Woodmac Сушант Гупта. «В этом году рост спроса в Китае составит всего 10 000 баррелей в день из-за увеличения использования электромобилей».
Аналитик Rystad Energy Мукеш Сахдев прогнозирует, что мировой спрос на бензин в 2024 году достигнет 26 млн баррелей в день, что на 300 000 баррелей в день больше, чем рост в 2023 году, обусловленный всплеском потребления после пандемии.
Согласно Международному энергетическому агентству, Китай, когда-то лидировавший по спросу на бензин, в этом году будет отвечать за более чем половину всех продаж электромобилей.
Потребление бензина крупнейшим импортером нефти увеличится примерно на 1,3%, или на 2 млн тонн, до 165,1 млн метрических тонн в этом году, по данным исследовательского подразделения CNPC.
Исследовательское подразделение Sinopec ожидает, что спрос на бензин увеличится на 1,7%, или на 3 млн тонн, до 182 млн тонн в этом году.
Снижение цен может увеличить долю электромобилей до 45% в Китае, около 25% в Европе и более 11% в США, считают в МЭА.
В отличие от этого, в Индии и Индонезии спрос на бензин стимулируется бумом продаж автомобилей, экономическим ростом и низким уровнем проникновения электромобилей.
В Индии потребление бензина достигнет нового рекорда в 39,2 млн тонн к марту 2025 года, что на 5% больше, чем 37,2 млн тонн к марту 2024 года, по данным правительственных оценок.
ДАВЛЕНИЕ НА МАРЖУ
Потребление бензина в США предполагается снизиться до 376 млн галлонов в день (8,94 млн баррелей в сутки) в 2023 году по сравнению с рекордными 392 млн галлонов в 2018 году, согласно прогнозам Управления энергетической информации США.
Аналитики прогнозируют, что спрос останется на неизменном уровне в 2024 году.
В результате, по мнению экспертов из Woodmac и Rystad, маржа американской нефтепереработки будет испытывать давление вне зависимости от сезонного пика вождения.
В Европе ожидается рост спроса на бензин на 50 000 баррелей в сутки или на 2,3% в 2024 году до 2,19 млн баррелей в сутки, что соответствует уровням последних лет, по данным FGE.
Стагнация спроса на бензин в Европе и усиление конкуренции со стороны нового НПЗ Dangote в Нигерии, самого крупного в Африке и Европе, который может добавить 280-300 тыс. баррелей бензина в сутки к мировому балансу, будут оказывать давление на маржу европейской нефтепереработки, указывают аналитики Woodmac.
В текущем году маржа на бензин в США и Азии выросла на 85% и достигла примерно 29 долларов за баррель нефти WTI на 1 мая и 29% и примерно 13 долларов за баррель нефти Brent на 30 апреля соответственно, благодаря ожиданиям высокого летнего спроса, как показывают данные LSEG.
В начале года маржа укрепилась благодаря временным простоям нефтеперерабатывающих заводов в Азии и США, а также росту стоимости фрахта из-за атак на судоходство в Красном море и на российскую энергетическую инфраструктуру, что поддержало европейские рынки бензина.
Стоимость бензина Eurobob 1 мая составила около 23 долларов за баррель нефти Brent, что выше среднего показателя апреля прошлого года, равного 19,67 доллара, как свидетельствуют данные.