В марте текущего года цены на одежду в РК выросли на 10% за год. Детская одежда подорожала на 11%, женская — на 10,4%, мужская — на 9,1%.
Жители Улытауской области ощутили наибольший рост цен — на 15,7%. За ними следуют Карагандинская (15,5%) и Мангистауская (13,9%) области. Минимальное удорожание было в Жетысуской области — на 2,5%.
За первые три месяца года в стране произвели одежду на 5,8 млрд тг. Лидерами производства стали Алматинская область и Шымкент (по 1,1 млрд тг) и Астана (788,1 млн тг).
Женская одежда
Цены на женскую одежду сильнее всего выросли в Атырауской, Карагандинской и Мангистауской областях, а наименьшее удорожание было в Жетысуской области.
Ветровки подорожали на 15,1%, пуховики на 14%, трусы на 12,9%, джемперы на 12,5%, меховые шубы на 11,8%, пальто на 11,7%, колготки на 11,2%, футболки на 10,8%, сорочки на 10,3%, спортивные костюмы на 9,6%, костюмы-двойки и блузки на 9,4%, платья на 9,2%, халаты на 8,8%, брюки на 8,1%, юбки на 7,4%, джинсы и бюстгальтеры на 6,9%.
Мужская одежда
В Улытауской и Карагандинской областях, а также в Астане, мужская одежда значительно подорожала. Меньше всего цены выросли в Жетысуской области.
Среди мужской одежды больше всего подорожали ветровки (13,8%), затем джемперы (12,9%), пуховики (10,1%), сорочки (9,2%), спортивные костюмы и трусы (по 8,6%), футболки (8,4%), носки (8%), брюки (7,6%), пальто (7,4%), костюмы-двойки (7,2%), джинсы (6,7%) и майки (6,5%).
Детская одежда
Детская одежда подорожала в Павлодарской, Акмолинской и Жамбылской областях на 33,4%, 18,5% и 15,2% соответственно. В Атырауской области цены выросли наименее — на 4,7% за год.
Демисезонные куртки для школьников подорожали на 15,1%, костюмы и джемперы – на 14,9%, сорочки для мальчиков – на 14%, зимние куртки – на 13%, зимние комбинезоны – на 12,7%, блузки для девочек – на 11,5%, спортивные костюмы – на 10,8%, колготки – на 9,8%, футболки – на 9,6%, брюки – на 9,4%, юбки – на 9,2%, пижамы – на 9,1%, костюмы для дошкольников – на 8,3%, джинсы – на 8,2%, носки и гольфы – на 8,1%, платья – на 6,8%, трусы – на 5,4%.
Импорт одежды
За январь-февраль текущего года импорт одежды в Казахстан составил 28,1 тыс. тонн на сумму 388,1 млн долл. США, что на 46,7% больше в натуральном и на 42,3% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом.
Из стран СНГ в Казахстан было завезено 9,5 тыс. тонн одежды — в 2,2 раза больше, с Россией на первом месте (5,5 тыс. тонн против 786,9 тонны годом ранее), за ней следуют Узбекистан и Беларусь.
Из стран вне СНГ было импортировано 18,6 тыс. тонн, на 25,2% больше, с основными поставщиками из Китая, Турции и Бангладеш: 14,9 тыс., 2,3 тыс. и 679,3 тонны соответственно.
Легкая промышленность
Несмотря на рост производства одежды, текстиля и обуви, лёгкая промышленность Казахстана теряет позиции на домашнем рынке. С 2021 года по август текущего года доля отечественных производителей в общем объёме реализации снизилась с 10% до 6,5%, по данным АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry».
Это связано с агрессивным продвижением импорта, в том числе через электронную торговлю.
Казахстанские текстильные и швейные фабрики не могут конкурировать с Китаем и странами Центральной Азии из-за низкого уровня переработки сырья. В Туркестанской области, главном хлопчатниковом регионе, всего 15% хлопка перерабатывается, остальное экспортируется.
По данным таможенной статистики, нечёсаное хлопковое волокно продается в Узбекистан, Россию, Турцию и возвращается обратно в виде готовых изделий. Планы региона по инвестиционным проектам с узбекским инвестором также оставляют Казахстан в роли сырьевой базы, где Global Textile Group обеспечит фермеров семенами и выкупит урожай хлопка.
Данные Бюро национальной статистики за январь–октябрь показывают, что доля собственного производства в лёгкой промышленности значительно меньше импорта. Простые текстильные изделия, такие как носки и колготы, покрывают всего 4,1% рынка.
В категории «верхняя одежда» только 0,4% изделий имеют маркировку made in Kazakhstan. Более-менее благоприятная ситуация наблюдается только на рынке ковровых изделий, где доля местных производителей составляет 26,1%.