Российский эксперт в области политологии, кандидат наук по политике, Екатерина Шульман поделила свои мысли в последнем выпуске ODAGAI о причинах, вызвавших внимание к делу бывшего министра Куандыка Бишимбаева не только в пределах Казахстана, сообщает Bizmedia.kz.
Екатерина Шульман утверждает, что заинтересованность зарубежных наблюдателей, скорее всего, связана не столько с деталями процесса, сколько с откликом на него со стороны населения Казахстана.
«Замечаю интерес в основном среди аудитории бывшего Советского Союза, и особенно в российских медиа. Я могу говорить меньше о публичном пространстве соседних государств, но в России этот случай вызвал повышенное внимание. Интерес не к самим событиям, как многим может показаться. Можно сказать, что случай, когда муж убивает жену, увы, не редкость. Иностранная аудитория больше всего обращает внимание на то, как это событие воспринимается внутри Казахстана. Прежде всего, их удивляет и привлекает степень общественного интереса в стране. Не суть даже самого дела, хотя в нем, безусловно, есть моменты, способные привлечь общее внимание, такие как чрезвычайная жестокость происшествия и известность личностей, как жертвы, так и обвиняемого. Но главное, что привлекает внимание — это отклик внутри самого Казахстана», — заявляла она.
Эксперт выражает мнение, что для общественности важнее всего реакция на события, связанные с делом Бишимбаева.
«Меня интересует реакция общества и действия властных структур. Важно, как на запросы народа откликается политическая система, какие изменения в законодательстве происходят, какие шаги уже сделаны и что планируется в будущем. В контексте подобных громких и значимых судебных процессов я особенно внимательна к последствиям. Личная судьба одного человека, его приговор — это конечно важно для него и его близких, но для общества важнее, какие общие изменения принесет это событие. Дело Бишимбаева, по моему мнению, является одним из тех судебных процессов, который может изменить, не побоюсь этого слова, «национальное самосознание»», — говорит она.
При этом Шульман подчеркивает значение открытости судебного процесса над Бишимбаевым.
«Общество имеет возможность напрямую наблюдать за ходом правосудия: за работой судьи, прокурора, адвокатов, обвиняемого, его родственников и так далее. Такая прямая трансляция судопроизводства — уникальный способ правового просвещения. Конечно, хотелось бы, чтобы правовая культура у граждан формировалась без такой высокой цены, но изменения уже произошли, процесс запущен, и это останется в памяти, окажет свое влияние», — акцентировала она внимание.
24 апреля завершилось 16-е судебное заседание по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. Судья Айжан Кульбаева объявила о завершении работы суда и назначила начало прений на 29 апреля, которые продолжатся до 4 мая при необходимости.
«Я отрицаю обвинение в истязании и умысле на убийство, признаю факт нанесения травм, повлекших смерть Нукеновой», – заявил Куандык Бишимбаев.
После окончания судебного следствия, сторонам дали время до 29 апреля 2024 года на подготовку к прениям, сообщила Кульбаева.
«Обвинение в укрывательстве не признаю, но признаю, что мог действовать быстрее после происшествия», – добавил Байжанов.
Судья Айжан Кальбаева уточнила даты прений: 29, 30 апреля и 2-4 мая.
«Надеюсь, уложимся в сроки», – подчеркнула она.
Байжанов отрицает вину по обвинениям, кроме невовременного вызова скорой помощи. Бишимбаев также не считает себя виновным в убийстве, признав вину только в причинении побоев.
Суд перенесён на 29 апреля на 10:00. Ссылки на все основные судебные заседания по этому делу смотрите здесь.