На заседании, организованном Верховным Судом, прошло обсуждение вопросов, связанных с применением мер пресечения, таких как заключение под стражу и применение альтернативных мер, в ходе рассмотрения дел в следственных судах, сообщает Bizmedia.kz.
В мероприятии приняли участие высокопоставленные лица, в том числе Председатель Верховного Суда Асламбек Мергалиев, руководитель в сфере безопасности Администрации Президента Алексей Калайчиди, Наиль Ахметзакиров из Судебной администрации, а также судьи, представители правительственных структур, адвокатского сообщества и национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
В начале встречи Мергалиев подчеркнул важность защиты конституционных прав каждого гражданина в процессе уголовного судопроизводства, соответствуя тем требованиям, которые предъявляются международными стандартами. Эти стандарты указывают, что задержание лиц, ожидающих рассмотрения их дел в суде, не должно являться рутинной практикой.
Спикер отметил, что число предварительно арестованных до суда остается существенным (до 11 тысяч лиц ежегодно), с большинством из них, до 95%, содержащихся под стражей, около 4% находятся под домашним арестом, и лишь меньшее количество — под залогом, что составляет всего 1%. Среди этих лиц, только две трети в итоге получают приговор к лишению свободы.
Далее председатель ВС затронул вопрос внедрения и расширения использования электронных мониторинговых систем для наблюдения за подозреваемыми, упоминая об их успешном применении в ряде иностранных государств.
В рамках обсуждения пенитенциарной системы нашей страны было затронуто использование современных технологий для наблюдения за осужденными. Как известно, на текущий момент применяется более двух с половиной тысяч наборов техники, дозволяющей вести точный мониторинг местоположения лиц, отбывающих наказание, с максимальной погрешностью до двух метров.
Пример такого инновационного подхода стал аргументом в пользу расширения его применения и на лиц, находящихся под подозрением, что позволит избежать их предварительного заключения под стражу. Подобные меры не только являются экономически выгодными (поскольку аренда одного браслета составляет около 15 тысяч тенге в месяц), но и способствуют демонстрации нашей страной преданности ценностям и стандартам в сфере прав человека, как подчеркнул Мергалиев.
В свою очередь временно исполняющая обязанности председателя судебной коллегии по уголовным делам Высшего Суда Назгуль Рахметуллина отметила, что текущий год отличается уменьшением на 4,3% количества решений о содержании под стражей. Было зафиксировано увеличение применения домашнего ареста до 93,4% от всех ходатайств. Однако при этом не наблюдается существенного расширения использования альтернатив значения заключению под стражу, что обусловлено в основном строгостью законодательства и многочисленными ограничениями и запретами.
Спикер высказал мнение, что данные проблемы и ограничения можно преодолеть путем эффективного внедрения альтернативных способов надзора с гарантией того, что подозреваемые не скроются от правосудия и не продолжат заниматься противоправной деятельностью.
Необходимость в более активном применении электронных устройств для контроля за подозреваемыми была поддержана всеми участниками совещания, среди которых были председатель Республиканской коллегии адвокатов Айдын Бикебаев, заместитель Генерального Прокурора Тимур Ташимбаев, заместитель Министра внутренних дел Марат Кожаев и заместитель Председателя Агентства по борьбе с коррупцией Дархан Куракбаев.
В начале текущего года, правоохранительные органы Петропавловска провели процедуру освобождения 60-летнего мужчины, который провел за решеткой 25 лет за совершение ряда тяжких преступлений в 90-х. После выхода на свободу ему был предоставлен статус лица, находящегося под официальным наблюдением властей, предполагающий административный контроль сроком на восемь лет до момента полного снятия судимости.
В рамках мер по социальной реинтеграции освободившегося направили в местный центр социальной адаптации, где он теперь подвергается тщательному мониторингу со стороны полицейских служб.