Китайские автопроизводители и грузоотправители получают рекордные заказы на строительство судов для перевозки автомобилей в поддержку бурного роста экспорта электромобилей. Согласно прогнозам, к 2028 году Китай обзаведется четвертым по величине флотом автомобилевозов в мире, передает Bizmedia.kz.
На данный момент Китай занимает восьмое место в мировом рейтинге с флотом из 33 судов, как показывают данные консалтинговой компании Veson Nautical. Лидером является Япония с 283 судами, за ней следуют Норвегия с 102 судами, Южная Корея с 72 и Остров Мэн с 61.
Тем не менее, китайские компании заказали 47 новых судов, что составляет четверть всех мировых заказов. Среди покупателей находятся такие автопроизводители, как SAIC Motor, Chery Automobile и электромобильный гигант BYD, а также грузоотправители, включая COSCO и China Merchants, действующие от имени китайских автопроизводителей.
«С доставкой этой флотилии доля китайских контролируемых автоперевозчиков возрастет с текущих 2,4% до 8,7%», — отмечает аналитик Veson Андреа де Лука. «Мы ожидаем, что новые торговые маршруты будут открыты почти исключительно для китайских OEM-производителей».
Взрывной рост заказов значительно повысил положение китайских верфей, захвативших 82% мировых заказов, как показывают данные.
В условиях острой конкуренции, экономии со стороны потребителей и слабой экономики автопроизводители наращивают экспансию на рынках, где их продукция стоит выше, чем на внутреннем рынке. В прошлом году Китай обошел Японию, став крупнейшим экспортером автомобилей в мире.
Только компания BYD экспортировала более 240 000 автомобилей в 2023 году, что составило около 8% от ее всемирных продаж, и планирует увеличить экспорт до 400 000 в текущем году.
Международные компании, включая Tesla и Volkswagen, также увеличили производство в Китае для экспорта, используя преимущества высокоэффективной логистической цепи страны.
Рост стоимости доставки и поддержка местных властей побудили автопроизводителей приобретать собственные суда.
К концу 2023 года стоимость аренды судна вместимостью 6500 автомобилей достигнет 115 000 долларов в день, что в более чем семь раз превышает средний показатель 2019 года, как указывают данные консалтинговой компании Clarkson, специализирующейся на морских перевозках.
Тем не менее, увеличение экспорта привело к тому, что США и ЕС обвинили Китай в попытке справиться с перепроизводством за счет затопления их рынков дешевой продукцией.
Правительство заявило, что критика производственных мощностей ошибочна, она недооценивает значение инноваций и преувеличивает влияние государственной поддержки на стимулирование экономического роста.
По мнению старшего экономиста Сюй Тяньчэня из Economist Intelligence Unit, в судостроении высок риск избыточных мощностей, и Китай часто сталкивается с критикой в этом вопросе. Тем не менее, Сюй отмечает, что «существуют определенные ниши, где рынок, скорее всего, еще не перенасыщен, такие как грузовые суда для транспортировки автомобилей».
Министр финансов США Джанет Йеллен обратила внимание на проблему переизбытка мощностей во время своей четырехдневной поездки в Китай. В то же время министр торговли Китая Ван Вэньтао совершит визит в Европу, где, как ожидается, будет обсуждать с Европейской комиссией вопрос о возможных несправедливых субсидиях для китайских производителей электромобилей.