Цена вопроса

Рассеянность дел по возврату активов по правоохранительным структурам Казахстана, закрытость расследования и высокая цена возврата вызывают недоверие казахстанцев, передает Bizmedia.kz.

Пока не все дела по возврату незаконно приобретенных активов расследуется специально созданным для этого Комитетом генпрокуратуры и Комиссии, принимающей решения о внесении конкретных граждан Казахстана в Реестр лиц, активы которых должны быть рассмотрены. Дела по возврату активов всё ещё рассматривает антикоррупционная служба Казахстана и, возможно, другие правоохранительные структуры. Если даже Высшая аудиторская палата отчитается в этом году о возврате активов, часть таких дел всё-таки останется непубличной. Да и деятельность самого Комитета, к разочарованию общественности, также закрыта. Так что, скептическое отношение к вопросу возврата активов не только правозащитников, но и людей, понятно. К тому же тема стоимости возврата возникает вновь и вновь.

Племянник Назарбаева признался в отмывании денег

В начале прошлой недели Кайрат Сатыбалдыулы, племянник экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, признал, по данным Верховного суда, вину в отмывании денег, полученных преступным путем.

На предварительном слушании защита заявила ходатайство о заключении сделки о признании вины и возврате незаконно приобретенных активов. Суд дал время для решения вопроса о заключении процессуального соглашения и отложил судебное заседание на неопределенный срок.

Напомним, Сатыбалдыулы работал в Комитете национальной безопасности и партии «Нур Отан», занимался бизнесом. В марте 2022 года его задержали по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении средств компании «Казахтелеком», в сентябре 2022 приговорили к шести годам лишения свободы. По делу в бюджет страны возвращено $98,6 млн.

По данным агентства Казахстана по противодействию коррупции в январе 2024 года, Сатыбалдыулы вернул государству 650 млрд тенге незаконно выведенных активов.

Последнее, по времени, заседание Комиссии по возврату активов под председательством премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова состоялось чуть раньше появления информации про Сатыбалдыулы, 29 марта 2024 года.

Заседание Комиссии, как следует из информации на официальном сайте премьер-министра, прошло в обновленном составе: в неё вошли президент ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» Бану Нургазиева и депутат мажилиса Марат Башимов.

Был одобрен ряд соглашений о возврате незаконно приобретенных активов на 85 млрд тенге: жилые и административные здания в Казахстане и за рубежом, деньги, доли в компаниях, ювелирные изделия, более 10 тыс. га земли, внесение в суд иска об обращении в доход государства в качестве актива необъяснимого происхождения, предприятия, стоимостью 10 млрд тенге, ранее незаконно перешедшего от государства под контроль одного из субъектов закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов».

Есть, конечно, разница с данными с заседания этой же комиссии 26 января, когда говорилось в сообщении на официальном сайте премьер-министра Казахстана: «На сегодня в рамках масштабной работы выявлено 344 объекта движимого и недвижимого имущества, в том числе 131 объект – за рубежом. Получены данные о ценных бумагах, стоимостью 448 млрд тенге. Изучаются банковские транзакции на 220 трлн тенге, в том числе подозрительные операции на 1,4 трлн тенге», а Реестр субъектов закона был дополнен двумя новыми лицами.

Но за два месяца между этими заседаниями изменится могло многое…

«Имущество необъяснимого происхождения»

Примерно то же написал на своей странице в соцсети Meta финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

После возврата активов почти на 1 трлн тенге, как-то тема вышла из публичного поля, однако, видно, что процесс идет. Комиссия работает, привлекает к работе новых членов.
В этот раз после изучения материалов, комиссия решила, что «подлежит возврату 85-86 млрд тенге, что включает офисные здания в стране и за ее пределами, кажется, депозиты, доли в фирмах, ювелирные украшения и 10 тыс. га земель. Значит, скоро начнут возвращать, считает он.

«Кроме того, члены комиссии решили подать иск на возврат в государство предприятий на $20 млн. Не очень большие деньги, но думаю дальнейшее разбирательство покажет связанные компании, а значит сумма может оказаться больше», — отмечает финансист.

Кроме того, комиссия согласилась пустить все возвращенные средства на социально-полезные цели. Социально полезные, по мнению Рысмамбетова, это вкладывание средств в те вещи и проекты, которые смогут приносить пользу обществу на протяжении длительного времени. «Покупка удочки».

«Как я это вижу? — Думаю, продажа с аукциона в открытом режиме, а вот вырученные деньги можно будет передавать на строительство школ, ФАП, больниц. По идее 85 млрд тенге – это одна шикарная больница, в стиле южнокорейских больниц. Или 2-3 приличных небольших больницы в базовом варианте. Думаю, на школы такое не обязательно пускать, а вот больницы в самый раз».

Можно оплатить множество операций нуждающимся детям, которым государство воздаст должное как своим гражданам и будущим кормильцам. Вариантов много и вижу пользу возвращенных средств именно не в рамках регулярных, запланированных поступлений, а для работы с такими вот форсмажорами, — детализирует эксперт.

Если мы решили активизировать возврат активов, пока я маловато слышу про иски за пределами страны, а там немало людей жаждут пополнить ad hoc (специально – Bizmedia.kz) бюджет. Комиссия работает, обсуждает и Рысмамбетов ждет больше хороших новостей.

Но в комментариях к его публикации ему возражают. «Вся инфа закрытая. Просто передел собственности, к государству ничего не вернулось», — предполагает пользователь сети Олег Львов. «Может, эти данные и сами отчеты сделать таким же открытым процессом, как над Бишимбаевым? — Возможно тогда, это всех, кроме пары-тройки экспертов, заинтересует?», — предлагает Светлана Абильсеитова.

Возврат активов, думаю, будет постоянным. Государство только и будет делать, что возвращать. Это не только наше государство, а все, так или иначе. Вот IRS (Служба внутренних доходов США U. S. Internal Revenue Service) в постоянном режиме ищет, кто из американцев открыл где-то компанию, получил доход за пределами или внутри страны и не задекларировал. Похожая вещь будет и у нас. Рано или поздно. Когда мы основную часть вернём, может, только налоговая отдельно будет этим заниматься. Но, вообще, из-за того, что у нас немного есть коррупция, поэтому нам придётся, наверное, следующие несколько лет этим заниматься. Не меньше 10 лет, — ответил Рысмамбетов на вопрос Bizmedia.kz.

На вопрос о пользе возвращенных средств именно не в рамках регулярных, запланированных поступлений, а для работы с форсмажорами, типа строительства больниц, эксперт отвечает, что государство, как и компания, не может опираться на какие-то случайные, нерегулярные поступления и если сейчас Казахстан найдёт у какого-то коррупционера дворец в Монако, то суд по нему может идти 10 лет.

«Поэтому мы не можем запланировать, что заберём этот дворец, продадим и извлечём прибыль — изымем в доход государства. Можно в каких-то случаях это поручить какой-то другой компании, частной, которая будет преследовать таких людей. Такие компании есть, допустим, Kroll. Есть много компаний, которые специализируются на этом, а если мы ещё возведём это в ранг госполитики, прямо сейчас, то мы потратим много денег, и можем заработать меньше, чем потратили», — говорит Рысмамбетов.

На суды со Стати Казахстан потратил вдвое больше $544 млн

Похоже, как раз об этом говорил накануне публикации этого поста в депутатском запросе на заседании мажилиса Азат Перуашев. Он заявил, что Казахстан на судебные тяжбы с братьями Стати потратил вдвое больше $544 млн.

«Решение Стокгольмского арбитражного суда о выплате Казахстаном в пользу Стати $544 млн – не отменено. Между тем, по данным некоторых СМИ, на данные судебные тяжбы Казахстан потратил вдвое больше, чем сумма, на которую претендуют Стати», — сказал Перуашев.

По его словам, подвергается сомнению эффективность и финансовая добросовестность компании Bolashak Consulting group, представлявшей интересы Казахстана в этих спорах, услуги которой, по некоторым сведениям депутата, обходились налогоплательщикам в $60 млн в год. Недавно Минюст отказался от услуг этой компании, учредителями которой, якобы являются аффилированные лица высокопоставленных чиновников «Старого Казахстана».

Казахстан с 2010 года судится с молдавскими олигархами Анатолем и Габриэлем Стати из-за досрочного прекращения контрактов на недропользование принадлежавших им компаний ТОО «Толкыннефтегаз» и ТОО «Казполмунай», в связи с нарушением условий контрактов и налогового законодательства.

«Считается, что деятельность компаний Стати нанесла ущерб нашему государству, на сумму более Т140 млрд», — отметил депутат.

При рыночной цене этих компаний, по открытым источникам, около $500 млн, Стати оценили свой ущерб в $4 млрд и подав иск в Стокгольмский арбитражный суд, добились присуждения им $544 млн, а затем — заморозки активов, принадлежащих Нацбанку и Нацфонду Казахстана, на более $22 млрд, и акций АО «КазМунайГаз». В 2019 году, суд в Брюсселе снял арест с активов Нацфонда на около $21,5 млрд, постановив, что снятие ареста с оставшихся средств возможно лишь в английских судах. В 2023 году Верховный суд Нидерландов вывел из-под ареста акции проекта Кашаган стоимостью $4 млрд, напомнил Перуашев.

А до создания этой комиссии возвратом активов МЮ занималось? Со Стати, кажется, МЮ было задействовано? – попытались мы уточнить.

Именно со Стати раньше Минэнерго судилось и только потом Минюст занимался. Потом, по настоянию Бекетаева, самого, (экс-министра юстиции Казахстана с 2016 по 2022 годы) они забрали у Минэнерго и начали судиться. А вообще этим занимается Минюст и правоохранительные структуры, Генпрокуратура, раньше, в связи этой, по договорам о выдаче преступников, по договорам о правовой помощи и так далее.

Возвращение активов может быть направлено на защиту чьих-то интересов

В Алматы 29 января 2024 года прошёл круглый стол «Возврат активов: поиск практических решений, юридические аспекты, международное сотрудничество и мировой опыт». Политик, предприниматель и сооснователь фонда «Elge Qaitaru», организовавшего круглый стол, Булат Абилов, сказал в выступлении, что за 30 лет из Казахстана выведены десятки, сотни тысяч, миллионов долларов, которые могли пойти на строительство школ, больниц и других социальных объектов. У Казахстана уже есть опыт возвращения активов в прошлом и теперь им необходимо воспользоваться.

По мнению правозащитника Евгения Жовтиса, нередко возвращение каких-либо активов может быть направлено не столько на обеспечение справедливости, сколько на защиту определенных политических или экономических интересов.

У возврата активов есть политический и правовой момент. Первый — во внутреннем политическом контексте: готовы ли элитные группы, находящиеся у власти, участвовать в реальной борьбе с коррупцией и полностью соблюдать принципы закона. А второй — «следует установить то, что действительно является результатом незаконного обогащения, а что нет».

Как пример, «Казахгейт». «Более $80 млн, выявленных на счету нашего бывшего президента в швейцарском банке, были арестованы по решению суда в США в связи с уголовным делом «Казахгейт», — сказал Жовтис.

Но США, из политических соображений, спустили дело «на тормозах». «В 2015 году все средства были израсходованы на помощь малоимущим гражданам. Там было много вопросов к сумме администрирования, которая пошла на управление», — отметил Жовтис.

Понятно, что пока он «относится к вопросу возврата активов скептически».

Отметим, что тема «технической» стоимости возврата возникает вновь и вновь: в Казахгейте, в деле Стати.

Активы $100 млн и все-все-все

В реализации закона о возврате активов участвуют несколько разного рода структур: комитет генпрокуратуры Казахстана, как уполномоченный орган реализации закона, комиссия по возврату активов, управляющая компания, принимающая в собственность от имени государства возвращённые активы, спецфонд. Контролирует весь процесс Высшая аудиторская палата.

Закон о возврате активов принят в Казахстане в июле 2023 года. Причем, по данным депутата мажилиса Ермурата Бапи на круглом столе фонда «Elge Qaitaru» в Алматы, закон о возврате активов был принят спешно, за месяц.

Он распространяется на крупных чиновников, руководителей квазигосударственного сектора и аффилированных с ними людей, которые имеют активы на $100 млн. Комитет ГП РК активы анализирует и, если возникают сомнения из-за несоответствия цены активов размеру законных доходов, приобретения активов свыше установленного порога, то вносит в Комиссию предложения о включении таких субъектов в Реестр. Комиссия решает включение лиц в Реестр.

Если Комиссия включает гражданина в Реестр, комитет уведомляет его об этом и он, в течение трех месяцев или больше, может сдать декларацию об активах с подтверждением законности их приобретения. Если лицо не сможет подтвердить законность приобретения активов, то такие активы признаются активами необъяснимого происхождения.

Незаконные активы возвращаются добровольно или принудительно, через суды или решения компетентных органов иностранных государств, деньгами или передачей активов. Комитет ежегодно должен готовить информацию.

Комиссию по возврату незаконных активов формируется премьер-министром из депутатов парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов.

Комитет по возврату активов Генпрокуратуры — уполномоченный орган по возврату активов и одновременно рабочий орган Комиссии по вопросам возврата незаконно приобретенных активов, образован указом президента Казахстана от 5 октября 2023 года.

Комитет вправе запрашивать и получать любую информацию об активах и их владельцах, привлекать учёных, экспертов, специалистов. Штат комитета решено расширить на 20 человек.

Также, в конце января, на пресс-конференции, вице-министр финансов Ержан Биржанов пояснял, что правительством создана управляющая компания, которая принимает в собственность от имени государства возвращенные активы, обеспечивает их сохранность и управление, реализацию для пополнения Специального государственного фонда.

Спецфонд, это — денежный счет правительства. С него поступившие деньги будут направляться, после рассмотрения предложений госорганов, по решению Республиканской бюджетной комиссии на реализацию социально-экономических и инфраструктурных проектов.

Отмечу, что контролировать процесс будет Высшая аудиторская палата, председателем которой недавно стал экс-премьер Алихан Смаилов. Отчет о поступлении и расходовании денег будет ежегодно доводиться до общественности.

Однако, Комитет по возврату активов Генпрокуратуры работает, по данным депутата Бапи, в закрытом режиме. Депутат предполагает, что до весны генпрокуратура и комитет выйдут с инициативой ввести в закон поправки. «Есть уже факт, что они (сотрудники комитета – Bizmedia.kz) упираются в какие-то правовые проблемы», — сказал Ермурат Бапи на круглом столе фонда «Elge Qaitaru» в Алматы.

Также, Минфин инициировал участие Казахстана в проекте ОЭСР, BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – плане мер по внедрению глобальных налоговых правил по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Казахстан присоединился к ряду других, связанных с этой темой, конвенций и международных организаций, содействующих налогообложению прибыли в том государстве, где фактически идет предпринимательская деятельность и препятствующих перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции для уклонения от уплаты налогов и может автоматически обмениваться налоговой информацией со 147 странами, в том числе, 42 офшорными юрисдикциями. Кроме того, с 1 января 2024 года комитет госдоходов Минфина стал одним из органов валютного контроля.

Продолжая тему:
#Антикоррупционная служба РК #Возврат средств #Деньги #Казахстан #МВД РК
Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
22 ноября 2024 в 21:09
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
22 ноября 2024 в 21:03
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
Открыта новогодняя распродажа билетов на казахстанские поезда
22 ноября 2024 в 15:47
Эксперт МВФ требует снизить роль государства в экономике Казахстана
22 ноября 2024 в 11:27
Доллар подорожал на 3 тенге перед выходными
22 ноября 2024 в 15:38
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
В области Абай кочегар пострадал при взрыве котла
22 ноября 2024 в 15:32
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
Казахстан одобрил отказ от визовых требований с Сан-Марино
22 ноября 2024 в 15:10
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Изменены индексы дорог в Казахстане
22 ноября 2024 в 15:09
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15