Иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства и временно находящимся на территории Республики Казахстан, будет присваиваться индивидуальный идентификационный номер (ИИН) по новым правилам. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Эти правила были обновлены и утверждены Министерством внутренних дел 29 февраля 2024 года. Для получения ИИН, иностранцы и лица без гражданства должны лично обратиться в Государственную корпорацию, расположенную по месту их временного пребывания, и подать письменное заявление. В отличие от предыдущих правил, теперь не допускается подача заявления через портал электронного правительства.
К этому заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий личность, например, действительный заграничный паспорт, если иное не предусмотрено международными соглашениями Республики Казахстан или правительством Республики. Информация о фамилии, имени, отчестве должна соответствовать данным в машиносчитываемой зоне документа, а сведения о дате рождения и месте рождения – данным в зоне для визуальной проверки.
Если в документе нет данных на кириллице или латинице, таких как фамилия, имя, отчество, место рождения, следует представить нотариально заверенный перевод документа. Для иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с неурегулированным статусом, которые были осуждены казахстанским судом к лишению свободы и не имеют документов, подтверждающих личность, основанием для получения ИИН служит специальное заявление. Такое заявление должно быть заверено начальником исправительного учреждения, а подавать его должен представитель этого учреждения по месту отбывания наказания осужденным.
Корректировка ИИН
Для внесения изменений в Индивидуальный Идентификационный Номер, граждане иностранных государств или их официально уполномоченные представители должны подать заявление в Государственную корпорацию. К этому заявлению необходимо приложить следующие документы:
- официальный документ, подтверждающий личность заявителя, например, действующий заграничный паспорт. Исключения могут быть сделаны на основании межгосударственных соглашений с Республикой Казахстан или по решению правительства РК;
- документ, подтверждающий изменение личных данных;
- доверенность, заверенную нотариусом, если заявление подается не самим заявителем, а его представителем.
Когда лицо, которому был предоставлен статус беженца в Казахстане, желает воспользоваться данной государственной услугой, оно должно предъявить специальное удостоверение беженца.
После обращения за корректировкой ИИН сотрудники государственной организации приступают к процедурам:
- проверке подлинности личности заявителя;
- верификации предоставленных документов на предмет их соответствия предъявляемым требованиям и достоверности содержащихся в них данных;
- регистрации запроса на изменение в информационной системе центров обслуживания населения.
В процессе подачи заявления на получение индивидуального идентификационного номера в информационную систему центров обслуживания населения вносят информацию из паспорта иностранного гражданина.
Затем, благодаря взаимодействию системы центров обслуживания населения с электронной информационной системой «Беркут», автоматически заполняются данные о иностранце и проверяется информация о том, пересекал ли он границу Республики Казахстан, что является подтверждением его нахождения в стране.
К каждой заявке на присвоение индивидуального идентификационного номера необходимо приложить электронные копии документа, который подтверждает личность заявителя, и его перевод, заверенный нотариусом.
Если у заявителя отсутствуют необходимые документы, информация о нем заносится в информационную систему центров обслуживания населения на основании сведений, которые он указал в своем заявлении. После этого сотрудник центра обслуживания населения отправляет заявку в информационную систему миграционной полиции.
Когда документы подаются через Государственную корпорацию, иностранному гражданину выдают квитанцию, причем дата подачи заявления не включается в срок предоставления государственной услуги.
Чтобы получить готовый индивидуальный идентификационный номер, иностранный гражданин должен лично обратиться в Государственную корпорацию и предъявить оригинал своего документа, удостоверяющего личность.
Иностранным гражданам могут отказать в предоставлении ИИН по нескольким причинам. Во-первых, если проверка документов покажет, что предоставленная информация не соответствует действительности. Во-вторых, если заявитель или документы, которые он предоставил, не удовлетворяют определенным критериям, необходимым для получения данной государственной услуги.
Также отказ возможен, если заявитель не дает согласие на предоставление доступа к его личным данным, требуемым для оказания услуги. Кроме того, существуют другие основания для отказа, которые установлены законодательством Республики Казахстан. Данный приказ начнет действовать с 25 марта 2024 года.