Шесть недель до первой смертельной аварии с участием системы Autopilot от Tesla в США в 2016 году, президент компании Джон Макнилл испытал ее в Model X и отправил отзыв руководителю отдела автоматизированного вождения, Стерлингу Андерсону, с кем связался Илон Маск, передает Bizmedia.kz.
В письме Макнилл отметил безупречную работу системы, сравнивая ее плавность с умелым водителем.
Он признал, что благодаря Autopilot ему стало настолько комфортно за рулем, что он пропускал выезды, погружаясь в электронную почту или звонки (хотя не рекомендовал бы так поступать). Это письмо Макнилла, ранее неизвестное широкой публике, стало частью новой линии атак на Tesla в связи с системой Autopilot.
Согласно ранее неопубликованным стенограммам, изученным агентством Reuters, адвокаты истцов по делу о неправомерной смерти в Калифорнии процитировали это сообщение во время дачи показаний.
Вопрос касался того, знала ли компания Tesla о том, что водители не будут сосредоточены на дороге при использовании системы помощи водителю.
Система Autopilot способна управлять автомобилем, ускоряться и тормозить на открытой дороге, но не может полностью заменить человеческого водителя, особенно в городских условиях.
Материалы Tesla, объясняющие принцип работы системы, подчеркивают, что она не делает автомобиль автономным и требует «полностью внимательного водителя», который способен «взять управление на себя в любой момент».
Дело, назначенное к рассмотрению в суде Сан-Хосе на неделю 18 марта, связано с аварией со смертельным исходом в марте 2018 года. Это третий судебный процесс в Калифорнии по Autopilot, за двумя предшествовавшими, которые Tesla выиграла, указав на то, что водители не следовали инструкциям компании по поддержанию внимания во время использования системы.
В этот раз адвокаты по делу из Сан-Хосе представляют показания свидетелей Tesla, которые утверждают, что до аварии автопроизводитель не исследовал, насколько быстро и эффективно водители могут взять управление на себя, если Autopilot случайно двинется в сторону препятствия.
Один из свидетелей рассказал, что Tesla отложила добавление системы контроля внимания водителей с помощью камер до 2021 года, что произошло примерно через три года после первоначального обсуждения этой идеи.
Эта технология предназначена для отслеживания движений водителя и предупреждения его, если он теряет концентрацию на дороге. Дело связано с аварией на шоссе недалеко от Сан-Франциско, в результате которой погиб инженер Apple Уолтер Хуанг.
Tesla утверждает, что Хуанг неправильно использовал систему, поскольку, согласно данным, незадолго до аварии он играл в видеоигру.
Адвокаты семьи Хуанга поднимают вопросы о том, осознавала ли Tesla, что водители, включая Макнилла, ее президента, вероятно, не будут или не смогут использовать систему, и какие меры предприняла автомобильная компания для их защиты.
Эксперты в области законодательства об автономных транспортных средствах утверждают, что это дело может стать серьезным испытанием для Tesla, утверждающей, что Autopilot безопасен, если водители выполняют свою часть обязанностей.
Мэтью Уэнсли, доцент юридической школы Кардозо с опытом работы в области автоматизированных транспортных средств, отмечает, что если Tesla знала о возможном поведении водителей таким образом — это может иметь решающее значение с правовой точки зрения.
«Если Tesla могла предвидеть, что кто-то будет использовать систему неправильно, она обязана была спроектировать ее таким образом, чтобы предотвратить такое использование», — подчеркнул он.
Профессор юридической школы Pepperdine, Ричард Капп, высказал мнение, что Tesla может нарушить планы истцов, утверждая, что Хуанг неправильно использовал систему Autopilot.
В случае успеха истцы могут предоставить прецедент для других исков, связанных с Autopilot. На данный момент Tesla столкнулась, по меньшей мере, с дюжиной подобных исков, восьмь из которых связаны с трагическими последствиями, что ставит автопроизводителя перед угрозой значительных юридических решений.
Илон Маск, Tesla и их адвокаты отказались давать подробные комментарии на запросы Reuters для данной статьи.
Макнилл отказался комментировать, а Андерсон не отреагировал на запросы и оба покинули компанию Tesla.
Макнилл также является членом совета директоров General Motors (NYSE: GM) и их дочерней компании Cruise, специализирующейся на разработке автономных технологий вождения. Андерсон присоединился к основателям компании Aurora, занимающейся разработкой автономных технологий.
В Reuters не смогли установить, прочитали ли Андерсон и Маск электронное письмо Макнилла.
ПОЧТИ 1 000 АВАРИЙ
Авария, в результате которой погиб Хуанг, стала одной из многих ДТП в США, где использование системы Autopilot становится фактором в отчетах о безопасности автотранспорта.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) провела анализ не менее 956 аварий, в которых, предположительно, применялся Autopilot.
Агентство начало более 40 расследований случаев аварий с участием автомобилей Tesla, оборудованных системами автоматизированного управления, в результате которых погибли 23 человека.
В целях повышения безопасности и в ответ на внимание NHTSA, Tesla в декабре отозвала более 2 миллионов автомобилей с Autopilot для установки дополнительных предупреждений водителям.
Эти изменения были внедрены через удаленное обновление программного обеспечения.
Семья Хуанга утверждает, что Autopilot неправильно управлял его автомобилем Tesla Model X 2017, что привело к столкновению с барьером на шоссе. В то же время Tesla винит Хуанга за неосторожность и недостаток внимания, заявляя, что в случае более внимательного отношения к дороге он мог бы избежать аварии.
Судья Верховного суда округа Санта-Клара еще не принял решение относительно доказательств, которые будут рассматриваться присяжными.
Сейчас перед Tesla стоит федерально уголовное расследованиек, которое было впервые отмечено агентством Reuters в 2022 году. Расследование связано с заявлениями компании о возможности автомобилей управлять собой. В октябре компания сообщила о получении судебных повесток, связанных с системами помощи водителю.
Несмотря на наличие маркетинговых продуктов под названиями Autopilot и Full Self-Driving, Tesla пока не достигла заявленных Маском амбиций по выпуску автономных автомобилей, не требующих управления человека.
Tesla утверждает, что Autopilot способен подстраивать скорость под дорожное движение и ориентироваться в пределах полосы движения на шоссе.
Улучшенная версия Autopilot за $6 000 дополняет функционал автоматического переключения полос движения, навигации по рампам шоссе и функцией автоматической парковки. Опция Full Self-Driving за $12 000 добавляет автоматизированные возможности для городских улиц, включая распознавание стоп-сигналов.
«ГОТОВ ВЗЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ В СВОИ РУКИ»
В свете электронного письма Макнилла, адвокаты истцов по делу Хуанга подвергают сомнению утверждение Tesla о том, что водители могут мгновенно взять под контроль автомобиль, если система Автопилот допустит ошибку.
Согласно высказыванию профессора Университета Южной Каролины Брайанта Уокера Смита, специализирующегося на законодательстве в области автономных транспортных средств, электронное письмо показывает, как водители могут стать самоуверенными при использовании системы и игнорировать дорожную обстановку.
Он отметил, что высказывание бывшего члена Tesla «подтверждает, что компания Tesla осознает, что безответственное поведение водителя и небрежное вождение становятся еще более привлекательными, когда речь заходит об их автомобилях».
Во время выступления на слушаниях адвокат семьи Хуанг, Эндрю Макдевитт, прочел отрывки из письма вслух, согласно стенограмме. Компании Reuters не удалось получить полный текст сообщения Макнилла.
Адвокаты истцов также ссылались на публичные замечания Маска, когда искали улики о том, что в Tesla знали о поведении водителей. После трагической аварии, произошедшей в 2016 году, Маск заявил на пресс-конференции, что водители сталкиваются с серьезными проблемами с концентрацией после длительного использования системы.
«Аварии с автопилотом встречаются гораздо чаще у опытных пользователей,» — отметил он. «Это не относится к новичкам».
Анализ безопасности Tesla 2017 года, представленный в качестве доказательства в одном из предыдущих дел, четко показывает, что система требует быстрой реакции со стороны водителя.
Автопилот может совершить «неожиданный поворот руля» на высокой скорости, что может привести к опасному движению автомобиля, как указывается в документе, на который ссылались истцы в одном из успешных судебных процессов против Tesla.
Такая ошибка требует, чтобы водитель «был готов взять управление в свои руки и мог быстро среагировать на торможение».
В своих показаниях сотрудник Tesla и нанятый компанией свидетель-эксперт не смогли назвать каких-либо исследований, проведенных автопроизводителем до аварии 2018 года, чтобы выяснить способность водителей принять управление, когда Autopilot не справляется.
«Я не в курсе никаких исследований», — заявил сотрудник, которого Tesla признала наиболее квалифицированным специалистом для дачи показаний о системе автопилота.
Автопроизводитель скрыл имя сотрудника в показаниях, утверждая, что это информация конфидециальна. Макдевитт спросил свидетеля-эксперта Tesla, Кристофера Монка, сможет ли он назвать специалистов по взаимодействию человека с автоматизированными системами, с которыми Tesla сотрудничала при создании Autopilot.
«Не могу,» — ответил Монк, который изучает отвлечение водителя, и ранее работал в NHTSA, согласно показаниям.
На просьбы о комментарии Монк не отреагировал. Reuters не смогла установить, изучала ли Tesla с марта 2018 года скорость, с которой водители могут вернуть контроль, или оценивала эффективность систем наблюдения за камерами, активированных в 2021 году.
УБАЮКИВАНИЕ И РАССЕЯННОСТЬ
Расследовав пять аварий, связанных с Autopilot, с 2017 года, Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) неоднократно рекомендовал Tesla улучшить системы контроля за водителем в их автомобилях, не поясняя, как именно.
В отчете по аварии на Хуанге было отмечено, что причиной стала неэффективность мониторинга вовлеченности водителя в управление автомобилем Tesla, что способствовало самоуспокоенности и недостатку внимания у водителя.
В своих комментариях 2016 года Маск отметил, что водители часто игнорируют до 10 предупреждений в час о необходимости удерживать руки на руле. Сотрудник Tesla подтвердил, что компания рассматривала возможность использования камер для контроля за внимательностью водителей еще до аварии Хуанга, но такая система была внедрена лишь в мае 2021 года.
В своих публичных высказываниях Маск долго не придавал значения призывам к усовершенствованию систем контроля за водителем, утверждая, что его автомобили вскоре станут полностью автономными и безопасными, превосходя машины, управляемые людьми.
«Система совершенствуется настолько быстро и стремительно, что вскоре это станет спорным вопросом», — отметил он в подкасте с исследователем искусственного интеллекта Лексом Фридманом в 2019 году. «Я буду поражен, если не позднее следующего года… вмешательство человека не снизит уровень безопасности».
Теперь Tesla признает, что ее автомобили требуют более надежных средств защиты. В декабре при отзыве автомобилей с системой Autopilot компания пояснила, что системы контроля за состоянием водителя могут быть недостаточными.
Добавленные предупреждения должны помочь водителям «соблюдать постоянную ответственность за вождение». Однако Келли Фанкхаузер, помощник директора по автомобильным технологиям в Consumer Reports, считает, что отзыв не решил проблему полностью.
В ходе дорожных испытаний двух автомобилей Tesla после устранения неисправностей обнаружено, что система не справляется с проблемами безопасности, вызвавшими отзыв.
«Автопилот обычно хорошо справляется со своей работой», — отметил Фанкхаузер. «Он редко дает сбои, но все же случаются».
Суд по делу об автопилоте впоследствии проверит защиту Tesla от вины водителя.