Находясь в небольшой моторной лодке, фермер Бабис Эвангелинос плывет по земле, которую когда-то обрабатывал на Фессалийской равнине в центральной Греции. Вокруг него теперь лишь стволы его безплодных миндальных деревьев, окруженных водой после наводнения, передает Bizmedia.kz.
Его небольшой участок земли у озера Карла встал среди десятков тысяч акров хлопковых полей, миндальных деревьев и пастбищ, разрушенных в прошлом году беспрецедентным наводнением в одной из ключевых областей сельского хозяйства Греции. Спустя пять месяцев большая часть территории до сих пор затоплена, вместе с ценным оборудованием. Насосная станция, которая должна была предотвратить наводнение, теперь находится под водой. Пеликаны и цапли, которые прежде не обращали внимания на эту местность, летают над головой.
«Никогда не думал, что придется плыть на лодке, чтобы увидеть свои земли,» — говорит Эвангелинос, проплывая мимо своих деревьев. «Работа целой жизни уничтожена, исчезла за несколько дней дождей.»
Эта ситуация вызвала гнев среди фермеров, оказавшихся под угрозой из-за изменений цен и климата, столкнувшихся с проблемами, такими как влияние изменения климата. Она также стала головной болью для правительства, которому приходится платить счета.
В последние дни фермеры от Индии до Франции и Польши проявили свою обеспокоенность конкуренцией за рубежом, отсутствием государственной поддержки и низкими ценами, выходя на улицы. Тысячи афинян требуют дополнительной помощи, выступая в центре Афин во вторник.
Экстремальные погодные условия также заставляют Грецию страдать. Лесные пожары в прошлом году в северной части страны и шторм «Даниэль», который принес за четыре дня 18-месячную норму осадков, подчеркивают недостаточную готовность средиземноморской страны к возрастающему изменчивому климату. Это предупреждение для других стран, находящихся дальше на севере.
Штормы «Даниэль» и «Элиас» вызвали затопление около 35 000 акров земли в районе озера Карла в Фессалийской равнине, где производится 25 % сельскохозяйственной продукции Греции и чья доля в ВВП составляет 5 %. В результате потерпело ущерб около 30 000 фермеров.
Озеро Карла было осушено в 1960-х годах для увеличения сельскохозяйственных угодий, и хотя небольшая его часть была восстановлена в последние годы, наводнение привело к возвращению 450-500 миллионов кубометров воды. На спуск воды может потребоваться до двух лет, поскольку в районе существует небольшой искусственный сток, и компания HVA из Нидерландов, нанятая правительством для оценки ущерба, сообщила об этом.
Эвангелинос только что собрал партию миндаля весом в одну тонну, но дождь смыл всю урожайность. Обычно он планировал собрать 10 тонн за сезон, что принесло бы ему около 20 000 евро, однако он смог собрать всего 40% от этого объема. Теперь он столкнулся с проблемой оплаты учебы двух своих дочерей в университете.
«Это действительно грустно. Ведь те деревья, которые сегодня видим в возрасте 20-30 лет, начинали свой путь как маленькие отростки».
БОРЬБА ФЕРМЕРОВ
В ответ на протесты фермеров из-за растущих расходов правительство Греции предложило скидки на оплату электроэнергии и продлило налоговые льготы на дизельное топливо. Несмотря на то, что правительство испытывает финансовые трудности после десятилетнего кризиса, неясно, будут ли предложены дополнительные меры.
В регионе Фессалия фермеры уже получили 150 миллионов евро (162 миллиона долларов) в компенсацию за наводнение, с обещанием еще 110 миллионов евро в июле.
Многие выражают недовольство и требуют большего. Фермеры из окрестностей озера Карла приняли участие в протестах в Афинах, демонстрируя плакаты с требованием вернуть затопленные поля.
Губернатор Фессалии Димитрис Куретас сообщил, что местные власти предлагают ускорить процесс восстановления, планируя использовать плавучие машины для откачки воды уже в апреле в одном из районов.
«Здесь проживает несколько тысяч семей. Желаем ли мы, чтобы они покинули это место?» — произнес он.
Некоторые жители уже уехали.
35-летний Вангелис Перистеропулос, отец двоих детей, потерял почти всё своё стадо — 640 свиней и овец в Стефановикейо, небольшом городке у озера. В ноябре он нашел работу водителя грузовика в портовом городе Волос, чтобы свести концы с концами.
«Увидев бедствие и осознав, что мы бессильны, мы пришли к выводу, что нужно искать другие источники дохода, ведь расходы продолжают расти».
Эвангелинос остается на своем месте. После высыхания почвы специалисты должны будут проанализировать ее и убедиться в ее пригодности для земледелия. Он надеется удалить поврежденные деревья и посадить новые.
«Мечтаю ступить на эту землю и начать с нуля заново».