В контексте необходимости сокращения выбросов парниковых газов, экспертный круг озабочен отсутствием эффективного плана, который бы помог Казахстану достичь углеродной нейтральности к проектному сроку – 2060 году, сообщает Bizmedia.kz.
О текущей ситуации прозвучали сообщения на заседании специализированного комитета парламента.
Подчеркивается, что нынешний метод учета эмиссий, базирующийся на существующей системе торговли квотами, требует глубокой и всесторонней модернизации. С бременем сокращения эмиссий непропорционально обременены лишь ограниченное число предприятий, что не способствует комплексному улучшению экологической обстановки в стране. Кроме того, отсутствие четких источников финансирования и мер по стимулированию инвестиций в сферу декарбонизации значительно замедляют процесс энергетической трансформации, что вызывает опасения неуспевания выполнить стратегические климатические задачи к 2030 году.
Первоочередная задача состоит в том, чтобы создать всесторонний и детализированный план по уменьшению загрязнения окружающей среды, инициированный Казахстаном, который будет направлен на достижение целей в области углеродной нейтральности. Это послужит сигналом для предпринимательского сектора о новых перспективных направлениях бизнес-развития.
В следующий этап необходимо пересмотреть и адаптировать законодательство, чтобы усовершенствовать систему регулирования выбросов парниковых газов, включая в этот процесс новые экономические области путём внедрения углеродного налога за использование топлива с высоким содержанием углерода, подчеркнул спикер.
«Кроме того, актуально и важно образовать и активизировать работу Национального экологического фонда, цель которого будет заключаться в финансировании инициатив, направленных на снижение уровней парниковых газов и поддержку энергетического перехода на новые технологии. Фонд будет стимулировать создание и распространение углеродных квот за счет инвестирования в экологически чистые проекты частного сектора, что в последующем обеспечит их возврат», — рассказал глава ассоциации «ECOJER».
Потом рупор организации выразил мысль о введении фиксированного ценового «коридора» на квоты углерода для повышения уверенности у владельцев выделенных мощностей в процессе финансового управления декарбонизирующими проектами.
«Нужно также обеспечить неизменность закупочных цен на углеродные единицы, которые производятся в контексте декарбонизации для неучтенных мощностей, на протяжении всего времени выполнения проекта. Посредством системы, схожей с контрактными обязанностями по возобновляемой энергии (ВИЭ), можно заставить национального оператора приобретать офсеты по программам декарбонизации. Для этого просто необходимо установить критерии для углеродного ценообразования в отношении офсетных проектов, просчитать потребность в дополнительных углеродных квотах и закрепить стоимость одной углеродной единицы в правовых актах. Это позволит привлекать инвестиции в экологическую модернизацию за счет гарантий выкупа офсетов», — подчеркнул он.
В случае бездействия или неполных мер Кабжанов предупредил, что страна может потерпеть неудачу в достижении установленных целей, выработанных как составная часть Парижского договора, так и в масштабах всего процесса экологического развития.