На прошлой неделе в Венгрии духовка Electrolux стоимостью 500 долларов была ошибочно выставлена на продажу за 1% от цены, что вызвало ажиотажный спрос: интернет-магазин за несколько часов получил тысячи заказов, передает Bizmedia.kz.
Однако, «сделка века» оказалась технической ошибкой, и ни у покупателей, ни у компании не было реальных возможностей закрыть такую сделку.
Питер Тот, глава отдела продаж Electrolux в Центральной и Восточной Европе, предположил, что слабые потребительские настроения будут сохраняться на европейском рынке в 2024 году, поскольку потребители предпочитают более доступные цены и откладывают ненужные расходы.
Региональная ситуация показывает, что признаки восстановления потребления, которые ожидались для компенсации спада в экспорте из-за проблем немецкой экономики и инфляции, являются недостаточными. Чехия и Венгрия впали в рецессию, в то время как Польша избежала ее, хотя и с минимальным отрывом.
Всего через четыре недели после начала нового года правительство Чехии снизило прогноз роста на 2024 год, указав на менее ожидаемое восстановление потребления. Центральный банк Венгрии также выступил с аналогичным предупреждением.
Даже в Польше, где ожидается самый резкий рост зарплат в регионе в этом году, потребительские расходы начались неоднозначно в январе. Валовая норма сбережений впервые за четыре квартала с начала 2022 года опустилась в отрицательную территорию.
В то время как продажи автомобилей, автозапчастей и ремонта жилья превысили прогнозы, экономисты Bank Pekao отметили, что январь стал «безнадежным месяцем» для одежды, а продажи других товаров длительного пользования также снизились.
В сообщении говорится: «Мы остаёмся скептически настроенными относительно потенциала польского потребителя. По нашему мнению, 2024 год больше будет годом сбережений, нежели бумом потребления. Из 7-8% реального роста доходов польские потребители потратят примерно половину».
Данные, опубликованные в среду, свидетельствуют о том, что стабильное улучшение потребительского настроения с конца 2022 года приостановилось в феврале из-за возобновившихся опасений по поводу экономических перспектив Польши и домовладений.
«Относительно низкий уровень валовых сбережений домовладений по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы может ослабить восстановление частного потребления», — отметила помощник директора Fitch Ratings Малгожата Кшивицка, добавив, что она по-прежнему видит вклад потребления в общий рост.
ВЫБОРОЧНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Несмотря на некоторые недавние улучшения, уровень доверия потребителей в Чехии и Венгрии остается низким. Цены на продукты питания в этих странах приблизились к уровню в еврозоне, где доходы населения значительно выше.
По последним прогнозам Европейской комиссии, в 2024 году Чехия и Венгрия имеют наименьшие перспективы на восстановление в Центральной Европе. Прогнозируется, что экономика Польши вырастет на 2,7 %, что ниже ожидаемого уровня Варшавы в 3 % и выше.
Томаш Пруза, президент Чешской ассоциации торговли и туризма, прогнозирует «частичное оживление» потребительского спроса во второй половине года. Он отмечает, что чехи продолжат экономить на основных товарах, но увеличат расходы на отдых и продукты более высокого качества.
«Мы ожидаем сохранения осторожности до лета, когда реальные зарплаты начнут повышаться», — сказал он.
Опрос венгерских компаний, проведенный PricewaterhouseCoopers и включающий более тридцати предприятий розничной торговли, показал, что менее половины из около 300 опрошенных компаний ожидают увеличения доходов в 2024 году, что является самым низким результатом за последние десятилетия.
Витольд Орловский, главный экономический советник PwC в Польше, высказал мнение, что в ближайшее время настоящего потребительского бума в странах Центральной и Восточной Европы ожидать не стоит. По его словам, экономическая ситуация остается неприятной и улучшение, вероятно, произойдет лишь во второй половине года.
Главный экономист Федерации польских предпринимателей, Лукаш Козловский, прогнозирует, что 2024 год принесет «умеренное восстановление» в розничной торговле.
Однако он отмечает, что восстановление может столкнуться с определенными препятствиями, в частности, из-за намерений польского правительства восстановить 5-процентный налог с продаж на продукты питания в следующем квартале, который был приостановлен в последние два года, а также из-за возможного продолжения высокой стоимости заимствований в течение продолжительного времени.
Один из руководителей чешского центробанка отмечает, что на поведение потребителей помимо экономических данных могут оказать влияние психологические факторы, включая хроническую слабость Германии — крупнейшей экономики Европы и основного экспортного рынка региона.
Павел Ропяк, экономист из польского кредитного банка BGK, отметил, что потребители могут проявлять осторожность в увеличении расходов в свете двузначной инфляции за последние два года, которая истощила их сбережения.
«Мы готовы использовать все доступные инструменты для поддержки потребителей: активную фискальную и монетарную политику, а также мягкую монетарную политику. Однако, если потребители не стремятся тратить, они этого не сделают», — подчеркнул он. «Просто не захотят».