О перспективах внедрения и темпах строительства 5G, конкуренции и об обоснованном повышении тарифов на услуги связи обсудили на панельной сессии «Горизонты связи: развитие 5G, конкуренция и инвестиции в телеком-отрасль Казахстана» в рамках VI международного форума по цифровизации Digital Almaty 2024, которая проходила под девизом «Industry X: Цифровая эволюция будущего», передает Bizmedia.kz.
Данная тема стала одной из главных на дискуссионной площадке цифрового форума. В ней приняли участие председатель Комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК, представители крупнейших операторов связи и отраслевой эксперт из Сингапура.
По данным GSMA Intelligence, в 2020-2025 годах операторы мобильной связи направят 1,1 трлн долларов США на развитие своей сети, преимущественно на технологию 5G. Уже в 80 странах более 200 мобильных операторов запустили коммерческую сеть пятого поколения, а количество пользователей по итогам прошлого года перевалило цифру в 1 миллиард. При этом ежегодный темп роста пользователей 5G по оценке экспертов превышает 33% и в ближайшие 5-10 лет проникновение технологии нового поколения составит 64% по всему миру, а в Казахстане проникновение 5G приблизится к 70% до 2030 года.
Необходимо отметить, что во многих странах, где внедрена 5G, отмечается тенденция роста цен за услуги связи, и Казахстан не исключение.
Председатель Правления АО «Kселл» Асхат Узбеков обратил внимание участников сессии на то, что рост цен на услуги связи необходимая мера, которая обусловлена увеличением расходов компании и поделился факторами, влияющих на повышение их стоимости.
«С практической точки зрения 5G — это действительно дорого. Увеличивается объем интернета, растет стоимость закупаемого оборудования, и сама технология требует значительных капиталовложений. В предыдущие годы наша компания строила от 500 до 1000 базовых станций в год, что было достаточно для удовлетворения спроса. Однако в последний период потребность выросла в 2-3 раза, и мы теперь догоняем этот поезд. Построение базовых станций для 4G и 5G отличается друг от друга: 5G требует больше электроэнергии, а больший вес активного оборудования требует прочных условий. Все эти факторы приводят к увеличению цен. Регулирование тарифов и искусственное удержание цен могут уменьшить поток инвестиций и, следовательно, капитальные вложения. Поэтому техническое развитие необходимо для удовлетворения требований потребителей и поддержания высокого качества связи. В ином случае потребители еще более будут недовольны», — пояснил CEO Kселл.
Вместе с тем, Асхат Узбеков подчеркнул важность повышения операционной эффективности в компаниях, оказывающих услуги мобильной связи и стремления к лучшим тарифам на интернет и связь для своих клиентов. Так как современному потребителю нужна утилитарность — нужен просто качественный интернет, соответственно, за это в ближайшем будущем крупнейший игрок на рынке связи намерен биться и достичь максимально высоких результатов.
Спикер дискуссии обратил внимание на тот факт, что за последние 3 года в Казахстане рост потребления трафика со стороны абонентов вырос почти на 60 процентов, что не может не требовать существенных инвестиций в развитие и расширение сети, ее стабильной и качественной работы.
Напомним, что по состоянию на конец января этого года мобильным оператором инсталлировано 560 базовых станций 5G в двух десятках городов республики и безусловными лидерами по количеству станций остаются три мегаполиса: Астана, Алматы и Шымкент, на которые совокупно приходится 460 станций. От тройки лидеров не отстают города и областного значения, где практически ежедневно появляются новые базовые станции 5G от «Кселл» и сотни тысяч казахстанцев уже сейчас могут пользоваться телеком-услугами по новой технологии связи.
До конца 2024 года оператор намерен инсталлировать 430 базовых станций в 8 городах.
Однако, по словам СЕО компании, реализация проекта 5G не обходится без сложностей, часть из которых связана с несовершенством законодательства и регуляторных норм в области связи, а также радиофобией – по этой причине в прошлом году Кселл пришлось демонтировать около 40 базовых станций.
«С точки зрения закона у нас есть поддержка регулятора, мы отрабатываем все вопросы на уровне правительства со всеми госорганами. Но пока я вынужден констатировать, что, к сожалению, ситуация не сильно улучшилась. И это вопреки тому, что просветительская работа идет беспрерывно, в этом все три оператора связи объединились при поддержке национального регулятора. Однако текущее законодательство позволяет учитывать мнение одиночных противников, иногда одного голоса бывает достаточно, чтобы снять или не устанавливать базовую станцию», — сообщил глава «Кселл».
Кроме того, Асхат Узбеков отметил, что в кратко- и среднесрочной перспективе 5G в мире будет основной технологией развития мобильной связи, и в Казахстане она будет рассматриваться как существенная часть национальной стратегии цифровизации.
В связи с этим, Кселл активно инвестирует в развитие и модернизацию своей сети. Только в период с 2020 по 2023 гг. на эти цели направлено более 180 млрд тенге. До 2028 года в инфраструктуру сетей связи пятого поколения планируется увеличение объема вложений.
На вопрос, когда будет стабильный интернет в Алматы и почему в бизнес-центрах периодически «не ловит» связь CEO Кселл попросил не обобщать ситуацию и заявил, что в каждом случае нужно понимать, в чем именно проблема. Спикер рассказал, что в компании есть статистика обращений в call-центр и на прямую линию генерального директора, полученные данные анализируют, есть понимание «белых пятен» сети и признал претензии потребителей обоснованными.
Однако, есть законодательные причины – «time to market» (время от начала разработки до конечной реализации) в построении сайта занимает от 6 до 12 месяцев со всеми разрешительными документами. В случае появления спроса удовлетворить за две недели за счет имеющегося оборудования не представляется возможным, так как есть сроки, регулируемые законодательством. Кроме того, он обратил внимание на настроение общества – радиофобию, которая вынуждает оператора снимать десятками базовых станций. А снятие одной базовой станции приводит к проблемам не только в зоне покрытия этой базовой станции, но и в смежных, так как портится топология всего района.
Вместе с тем глава Kcell объяснил, что для обеспечения качественной услуги связи внутри помещений необходимо покрытие «indoor» (антенна внутри здания), а это весьма затратная часть для многих бизнес-центров. Чаще всего оператор отвечает за обеспечение качества связи и мобильного интернета до помещения, так как по умолчанию считается, что в помещениях должен быть фиксированный интернет. Отражение в бизнес-центрах из металла и стекла ниже, следовательно сигнал преодолевает большое количество препятствий проникая внутрь и становится слабее. Чтобы существенно улучшить показатели качества связи владельцам бизнес-центров необходимо установить базовые станции «indoor»-исполнения с высокой пропускной способностью.
Напомним, в рамках форума Digital Almaty 2024 Кселл признали самой быстрой мобильной связью по версии международной компании Ookla.