В текущем году Китай намерен продолжить расширение своей бюджетной политики, с целью стимулирования восстановления экономики. Это заявление было сделано в четверг заместителем министра финансов Ваном Дунвэем, и оно укрепило мнение рынка о том, что государственные расходы будут ключевым инструментом правительства для стимулирования роста, передает Bizmedia.kz.
На пресс-конференции Ван подчеркнул, что правительство «будет усиливать фискальные корректировки, чтобы поддержать и укрепить положительную динамику восстановления экономики». Стоит отметить, что китайская экономика испытывает трудности в неравномерном и затянувшемся восстановлении после кризиса. Сохраняются дефляционное давление, проблемы в жилищном секторе и геополитические вызовы, которые требуют усиления политической поддержки.
Официальный опрос, проведенный на этой неделе, показал, что в начале 2024 года экономика по-прежнему будет отставать и потребует дополнительной политической поддержки. Активность в обрабатывающей промышленности в прошлом месяце сократилась из-за слабого спроса. В свете этих фактов, власти Китая намерены поддерживать необходимый уровень бюджетных расходов в этом году и сохранять определенный объем трансфертных платежей местным органам власти.
Фискальная политика будет направлена на стимулирование внутреннего спроса. Правительство будет использовать фискальные субсидии, снижение процентных ставок по кредитам и налоговые льготы для поддержки технологических инноваций и передового производства.
Налоговые поступления в бюджет Китая в 2023 году ожидаются с ростом на 6,4%, что значительно превышает рост на 0,6% в 2022 году, оказавшийся на фоне пандемии COVID-19. Однако ожидается замедление роста налоговых расходов в 2023 году до 5,4% по сравнению с ростом на 6,1% в 2022 году.
В декабре доходы бюджета сократились на 8,4% по сравнению с предыдущим годом, после роста на 4,3% в ноябре. Бюджетные расходы также выросли в декабре на 8,3%, но это медленнее, чем рост на 8,6% в ноябре.
В условиях заторможенного роста правительство использует схему использования государственного долга для финансирования инфраструктурных работ и поддержки экономики. Однако правительство также дало указание местным органам власти с высоким уровнем задолженности отложить или остановить некоторые инфраструктурные проекты, финансируемые государством.
На ключевом экономическом совещании в конце прошлого года китайские лидеры договорились о дефиците бюджета в размере 3% от ВВП в 2024 году, а другие меры бюджетной поддержки могут быть финансированы за счет внебюджетных долгов, как сообщило агентство Reuters в прошлом месяце.
Правительство планирует опубликовать свои годовые бюджетные планы во время ежегодного заседания парламента в марте. Чтобы обеспечить финансирование ключевых инвестиционных проектов, Китай выпустил авансовые квоты специальных облигаций местных органов власти на 2024 год в размере 2,62 триллиона юаней, по словам главы департамента казначейства министерства финансов, Ли Сянжуна, которое было объявлено на пресс-конференции.
В октябре парламент Китая одобрил выпуск суверенных облигаций на 1 триллион юаней и позволил местным органам власти предварительно использовать часть своих квот на выпуск облигаций в 2024 году. Во вторник данные министерства финансов показали, что местные органы власти выпустили специальные облигации на 3,96 триллиона юаней в 2023 году, превысив годовую квоту в 3,8 триллиона юаней.
Сюрпризом стало объявление Китайского Национального Банка о снижении требований к банковским резервам на прошлой неделе. Аналитики утверждают, что у Центрального банка ограниченные возможности для смягчения денежно-кредитной политики из-за опасений, что это может привести к ослаблению юаня и снижению прибылей банков.