Анализ: немецкие проблемы затемняют перспективы восстановления Центральной Европы

Болезненное состояние немецкой экономики становится серьезной проблемой для стран Центральной Европы, зависящих от экспорта. Эти страны все еще оправляются от сильной инфляции, вызванной пандемией COVID-19. В прошлом тесные торговые связи с Германией и ее мощным автомобильным сектором были благом для региона. Однако теперь эти связи угрожают стать обузой для экономик Венгрии, Чехии и Словакии, передает Bizmedia.kz.

Некоторые местные компании, зависящие от связей с Германией, уже пытаются развивать другие зарубежные рынки и переориентироваться на отрасли, такие как оборонная промышленность, чтобы смягчить уязвимость своего крупного западного соседа, который сталкивается с возможной рецессией.

Однако такие усилия предпринимаются в период серьезной геополитической неопределенности: война на Украине, конфликты на Ближнем Востоке и рост протекционизма. Несмотря на активное развитие оборонного сектора, все эти факторы могут помешать компаниям региона в их усилиях.

Экономические трудности в стране, являющейся ключевым торговым партнером региона, и недостаточная производительность в автомобильной индустрии создают дополнительные риски для экономики Центральной и Восточной Европы, по словам Доун Холланд, директора по экономическим исследованиям Moody’s Analytics (NYSE:MCO).

Всплеск инфляции в Центральной Европе, особенно в Венгрии, где она достигла астрономического уровня в 25%, побудил центральные банки повысить ставки до самого высокого уровня за последние два десятилетия. В то же время, Чехия продолжает столкновение с продолжительным падением реальных заработных плат, которое уже длится восемь кварталов подряд.

Данные от Бундесбанка Германии показывают, что в 2021 году годовой оборот немецких компаний в Центральной Европе составил около 250 миллиардов евро (270 миллиардов долларов), прямо или косвенно занятых в них около 1 миллиона человек.

Чехия и Венгрия получают от Германии треть и четверть своего экспорта соответственно, а Словакия, согласно данным S&P Global, отправляет туда пятую часть своего экспорта. Польша считается менее уязвимой, поскольку ее внутренняя экономика более диверсифицирована, а экспорт в меньшей степени зависит от автомобильной промышленности.

Большинство компаний, опрошенных Reuters, наилучшим сценарием считает стагнацию оборота в этом году, хотя некоторые опасаются открытого снижения выручки и возможного сокращения рабочих мест.

Основываясь на отзывах клиентов, венгерская компания DGA Gepgyarto es Automatizalasi Kft, специализирующаяся на производстве стальных конструкций, сварных компонентов и заказного оборудования, планировала расширение мощностей на 50% для удовлетворения ожидаемого роста спроса в течение трех лет с 2023 по 2025 год.

«Этот (повышенный) спрос исчез», — сообщил Тамас Торнай, исполнительный директор холдинговой компании, контролирующей DGA, агентству Reuters. Несмотря на это, DGA продолжает увеличивать производство на 2,5 млрд форинтов (6,95 млн долларов), чтобы удовлетворить потребности стремительно развивающейся оборонной промышленности.

ВЫЧЕРКНУТЫЕ ИЗ ОБОРОТА

Автомобильный сектор Германии сталкивается с проблемами не только в слабых продажах на американском и европейском рынках, но и с различными препятствиями. Высокие цены на энергоносители и глобальный переход к электронной мобильности заставляют переосмыслить будущее двигателей внутреннего сгорания.

В Центральной Европе Венгрия заняла лидирующую позицию в привлечении инвестиций в производство аккумуляторов и электромобилей из Китая. Она позиционирует себя как место встречи восточных и западных инвесторов.

«Спрос в автомобильном секторе сильно упал из-за инфляции, процентных ставок и экономической неопределенности, что привело к сокращению частных покупателей на рынке», — говорит Тамаш Могьороши, менеджер по развитию бизнеса в компании Alap Group.

Компания, предоставляющая услуги по управлению качеством и другие услуги для клиентов из автомобильного сектора, аэрокосмической и электронной промышленности, пыталась компенсировать спад на западноевропейских рынках за счет увеличения заказов от азиатских клиентов, сообщает Тамаш Могьороши.

Отто Данек, заместитель председателя Ассоциации чешских экспортеров, отмечает резкое охлаждение в секторе с начала 2023 года из-за слабости Германии.

Относительно небольшое снижение спроса на данной территории оказывает значительное воздействие на всю экспортную сферу, – отметил владелец компании Atas Elektromotory Nachod, которая занимается производством небольших электродвигателей, Данек.

«Мы ищем новые рынки, в первую очередь в Европе… но такой дефицит не может быть покрыт за полгода».

Компания Agrikon KAM, производитель компонентов для сельскохозяйственной техники, в основном обслуживающая немецких клиентов, прогнозирует снижение выручки на 10% к 2024 году, что может привести к сокращению персонала на 5-10% к середине года.

По словам компании, возможный рост продаж в США не сможет полностью компенсировать слабость в Европе. Рейтинговые агентства отмечают, что данная слабость может осложнить усилия по снижению бюджетного дефицита, который, по мнению S&P Global, в этом году останется «чрезвычайно высоким» для региона.

«Более продолжительная слабость Германии является одним из основных рисков для Центральной и Восточной Европы», – отметил Карен Вартапетов, директор и ведущий аналитик по суверенным рейтингам стран Центральной и Восточной Европы и СНГ в S&P Global.

«Это может повлиять на среднесрочный рост в регионе и еще больше подорвать уже неустойчивые планы по фискальной консолидации».

АҚШ пен Қытайдың сауда қақтығысының әсері алдағы апталарда Қазақстанға жетеді: Сарапшылар дабылдар салдары жүйелі болғанға дейін үкіметке дер кезінде жетуі тиіс екенін ескертуде
19 апреля 2025 в 18:11
Kaspi обновил условия по Накопительному депозиту: до 18% годовых и удобное пополнение
18 апреля 2025 в 14:14
Смертельное ДТП в Акмолинской области: одного ребенка доставят домой при помощи санавиации
19 апреля 2025 в 17:41
Осторожно: в эту любовную ловушку легко попасть. Ее описал еще Платон
16 апреля 2025 в 16:51
Рубль 2025 жылдың ең кірісті валютасына айналды
19 апреля 2025 в 17:17
В ДТП под Степногорском погибли четыре человека
24 марта 2025 в 15:50
2025 жылғы 1 мамырдан бастап Ресей мұнайын Қытайға транзиттеу құнының бөлінісіне өзгерістер күшіне енеді
19 апреля 2025 в 16:45
Halyk Bank меняет тарифы: что это значит для предпринимателей
18 апреля 2025 в 13:39
Цены на яйца пошли вниз: какие ещё продукты подешевели в Казахстане
19 апреля 2025 в 16:27
Бизнес массово выводит деньги из банков: уже больше 214 млрд тенге
18 апреля 2025 в 13:55
Ұлттық банк банктер мен айырбастау пункттері үшін алтын құймаларын сатуды тоқтатты: Нарық алтынның жаңа бағасын күтіп іштен тынып тұр
19 апреля 2025 в 15:36
Freedom Bank поднимает ставки по вкладам: вкладчики еще одного депозита получат повышенную ставку ГЭСВ
17 апреля 2025 в 16:47
Курсы валют в обменниках Астаны, Алматы и Шымкента на 19 апреля: доллар торгуется выше 521 тенге
19 апреля 2025 в 15:10
Home Credit Bank повышает ГЭСВ: вкладчики одного из депозитов получат теперь 17%
18 апреля 2025 в 09:38
Токаев встретился с министром энергетики России: о чём говорили в Акорде
19 апреля 2025 в 13:19
ForteBank: программа льготного автокредитования, список авто и условия
17 апреля 2025 в 17:40
В Акмолинской области в ДТП попал автобус с футбольной командой: погиб тренер
19 апреля 2025 в 12:53
С начала месяца тенге ослабел: как хранить деньги
18 апреля 2025 в 16:41
Депутаттар елімізде цифрлық активтермен операциялар үшін жеке платформа құруды – гибридті платформа құруды ұсынды: ҰБ төрағасы Тимур Сүлейменов бұл ұсыныс әзірге жоспарда жоқ екенін айтты
19 апреля 2025 в 12:36
Freedom Bank повысил ставки по двум депозитам до 18,5% годовых
16 апреля 2025 в 09:43
В Алматы начался тест детских SIM-карт: они защитят от опасного контента
19 апреля 2025 в 11:34
Jusan Bank подготовлен к продаже: Вячеслав Ким подтвердил интерес к покупке
18 апреля 2025 в 20:17
На волне цифровых запросов времени
19 апреля 2025 в 10:51
Тестовая эксплуатация LRT в Астане планируется в сентябре: уже озвучена стоимость проезда
17 апреля 2025 в 16:51