Министерство транспорта РК предлагает внедрение механизма выдачи ИБР по факту перевозки грузов

В Казахстане Министерство транспорта инициирует новый подход к выдаче разрешений на международные грузоперевозки, передает Bizmedia.kz.

На недавней встрече в Алматы, Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля представил предложения по реформам в системе выдачи иностранных бланков разрешения. Эти изменения направлены на предотвращение создания искусственного дефицита бланков и незаконной торговли ими.

Алтай Али, председатель КАТТК, объяснил планы по внедрению новых мер и механизмов для решения долгоиграющих проблем отрасли. Сейчас 50% документов полагается перевозчикам, работавшим в прошлые годы, гарантируя им бланки на следующий период. Остальные бланки попадают в резерв, доступный всем другим перевозчикам.

Али подчеркнул, что это несправедливо и препятствует свободной конкуренции. Он напомнил, что в настоящее время бланки не содержат информации о конкретной компании или транспортном средстве, и предоставляются 100 дней для их использования, что способствует созданию искусственного дефицита.

Новое предложение Минтранспорта предусматривает выдачу разрешений на основании фактов перевозки грузов. В этом случае история перевозчика не будет учитываться, и любой казахстанский перевозчик с конкретным грузом сможет получить бланки. Этот подход исключит возможность перепродажи, а также уберет из процесса распределения бланков инспекции транспортного контроля.

В общем, основные игроки в сфере грузоперевозок и транспортные ассоциации одобрительно отнеслись к предстоящим изменениям, выразив благодарность государственным органам за внимание к их требованиям и замечаниям.

Тем не менее, некоторые перевозчики выразили недоумение по поводу некоторых пунктов, предложенных КАТТК, и вновь подняли вопрос об отсутствии бланков в начале года, когда к декабрю в системе распределения бланков остаются многие не использованные ИБР, которые невозможно использовать в последний месяц сезона, особенно в условиях сложной ситуации на границах Евросоюза.

«Проблема появления нераспределенных бланков к концу года тоже вызывает у нас большие опасения. Это происходит из-за ошибок в текущей системе распределения бланков. Сейчас мы даем 100 дней на использование бланков. Когда перевозчик, к которому прикреплены бланки, понимает, что ему не хватает времени, он начинает возвращать их в систему. Мы хотим это изменить. Поэтому мы предлагаем некоторые изменения, включая отмену ограничений по истории перевозок и активности транспортных средств. Не будет предварительного распределения. Бланк будет выдаваться по факту: взял бланк — и поехал. Это обеспечит равные возможности. Вы почувствуете это», — прокомментировал Алтай Али.

Он также описал текущую ситуацию на внутреннем рынке грузоперевозок. По его словам, в настоящее время в Казахстане 1883 перевозчика с 20 750 транспортными средствами участвуют в международных перевозках. Обмен ИБР происходит с 42 странами. Доля казахских перевозчиков в общем объеме международных грузоперевозок в стране составляет 45%.

«Согласно текущей методике, в 2022 году нами было использовано только 45% бланков, остаток — 55%. В 2023 году из 270 тыс. бланков использовано 58%. В прошлом году количество бланков категории С в направлении КНР увеличилось до 113 тыс. Мы начали выдавать документы по факту на границе. Исторически обмен с Китаем был порядка 50 тыс. ИБР. При этом был постоянный дефицит, который приводил к их перепродаже на черном рынке, где стоимость доходила до 3 тыс. долларов, при реальной цене в 1 МРП», — подробно рассказал Али.

Причину сибирской язвы озвучил главный санврач Акмолинской области
8 августа 2025 в 21:53
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
Граждане Казахстана успешно эвакуированы из сектора Газа
8 августа 2025 в 21:33
Стоимость на газ пересмотрели по всей стране
5 августа 2025 в 10:49
Восточный Казахстан — в числе лидеров по темпам строительства в стране
8 августа 2025 в 21:15
БЦК просчитался и «кинул» казахстанцев? Ставка по Jana ипотеке выросла до 8%
4 августа 2025 в 14:29
Льготы, вычеты и новые правила: что готовит бизнесу новый Налоговый кодекс
8 августа 2025 в 21:02
Kaspi.kz продолжает зарабатывать миллиарды: три платформы обеспечили рост
4 августа 2025 в 17:28
Глава государства принял министра внутренних дел Ержана Саденова
8 августа 2025 в 20:37
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
АЭС: Отынға тәуелді емеспіз…
8 августа 2025 в 20:19
Казахстанцы всё чаще изымают пенсионные накопления
5 августа 2025 в 16:07
Политика заимствований Банка развития Казахстана стала более прозрачной и управляемой
8 августа 2025 в 20:11
Слепые снова увидят? Ученые нашли способ восстановить зрение с помощью улиток
7 августа 2025 в 12:37
Глава государства принял председателя Ассоциации инвесторов Казахстана Болата Акчулакова
8 августа 2025 в 19:54
В Казахстане упростят процесс выпуска ЭЦП — теперь не нужно идти в ЦОН
6 августа 2025 в 14:55
В ВКО руководитель районного отдела привлечён к административной ответственности
8 августа 2025 в 19:36
Новый маркетплейс откроется в Казахстане. В правительстве сделали заявление
5 августа 2025 в 11:14
Несладкий чай оказался полезнее, чем думали — почему?
8 августа 2025 в 19:21
Возможно, опасны. Поставки электрочайников VITEK приостановили в Казахстане
6 августа 2025 в 16:35
Капитальный ремонт 233 многоквартирных жилых домов провели за год в Казахстане
8 августа 2025 в 19:17
В Казахстане число штрафов стало рекордно большим
3 августа 2025 в 12:55
Поддержка семей с низким уровнем дохода: больше 77 тыс. арендных квартир за шесть лет
8 августа 2025 в 19:00
В Атырау построят новый литейный завод
4 августа 2025 в 15:15