Банку удалось адаптироваться к кардинально изменившимся условиям, пережить смену инвестора и бренда, отток клиентов и почти отыграть утраченные позиции. К 1 декабря 2023 года активы, составлявшие на конец 2021 года более 4 трлн, на конец 2022 года – 1,7 трлн, выросли до 2,08 трлн тенге. Данные Национального банка Казахстана и отчетность самого банка показывают, что он, в целом, прошел через кризис и быстро восстанавливает прибыльность, анализирует Bizmedia.kz.
В 2022-2023 годах казахстанцы активно пополняли депозиты и сберегательные вклады на фоне роста базовой ставки. Депозиты физических лиц за 11 месяцев 2023 года в Bereke Bank выросли особенно сильно – с 214,7 млрд на 1 февраля до 378,9 млрд тенге на 1 декабря 2023 года. Доля депозитов населения в депозитах банка составила около 37%. Ситуация балансируется перетоком средств со срочных депозитов на сберегательные вклады, по которым клиент не может отозвать деньги в течение нескольких месяцев: от трех месяцев до полугода в 2023 году. Показатели АО
Показатели «Bereke Bank» в течение года росли
Банк в 2022 году сменил акционера, пережил отток клиентов и сокращение активов и капитала, затем вышел из-под санкций. Сбербанк (Казахстан) как бренд ушел и в начале марта 2023 года OFAC официально вывело его из санкционного списка. В отношении Bereke Bank санкций нет. Российскому Сбербанку бывшая «дочка» выплатила 130 млрд тенге дивидендов за счет своей прибыли за 2021 год.
К 1 марта 2023 года депозиты юрлиц, в сравнении с докризисными временами, снизились в два раза, с 1,44 трлн тенге до 730,5 млрд тенге, физлиц – в пять, с 1,08 трлн тенге до 222 млрд тенге.
Сейчас депозиты юрлиц замещают средства квазигосструктур, и, видимо, «Байтерека» — нынешнего акционера Bereke Bank. В течение 2023 года депозиты юрлиц сокращались и с 731,8 млрд на 1 февраля снизились до 631,5 млрд тенге на 1 декабря.
Ссудный портфель банка вырос на 23% с 1,3 трлн на 1 февраля до 1,6 трлн на 1 декабря 2023 года.
Доля NPL 90+ до 8,18% выросла на начало марта, затем по май 2023 года практически не сокращалась, в июне задолженность клиентов 90+ снизилась до 77 млрд со 107 млрд тенге на начало года, затем она вновь поднялась до более 100 млрд, но в октябре и ноябре снова снизилась и на 1 декабря составила 77 млрд тенге. Таким образом, объем безнадежных кредитов сократился на 28%. Доля кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней с 8% на начало года снизилась до 4,8% на 1 декабря 2023 года.
Россия — крупнейший торговый партнер Казахстана. Понятно, что через бывший дочерний банк Сбербанка проходили серьезные потоки платежей. В Bereke Bank они сократились, но не иссякли и банк их, очевидно, обслуживает, хотя и в пределах, ограниченных регулятором.
Какое-то время назад возникли слухи о возможном покупателе банка с Ближнего Востока, из Арабских Эмиратов, но пока вопрос о поиске инвестора из частного сектора для Bereke Bank остается открытым. Впрочем, кандидат, может, уже и есть, но на рынке и раньше, в среднем на сделку уходило четыре-шесть месяцев, а процесс с этим банком, может только удлиниться, хотя разрешение на продажу, как кажется, регулятор даст оперативно.
Прежде банк, пользуясь высокими рейтингами и более дешевым фондированием, мог предоставлять корпорациям большие кредиты на очень хороших условиях, привлекать сотрудников этих корпораций – на зарплатные проекты и МСБ, который с этими корпорациями сотрудничал. Теперь Bereke Bank вряд ли сможет работать по этой эффективной модели. Не исключено, что ему придется перейти к сотрудничеству с МСБ и работать с розницей. И банк уже вернул Visa и Mastercard: карты, переводы, приложение.
По активам банк – девятый среди 21 банка Казахстана и лишь чуть-чуть уступает АО «Банк Фридом Финанс Казахстан», активы которого — 2,16 трлн тенге.
Капитал банка на конец 2021 года составлял 379 млрд, на конец 2022 года – 134 млрд, и вырос на 1 декабря до 157 млрд тенге. То есть, возможности банка по выдаче больших кредитов корпоративным клиентам все еще остаются ограниченными.
Прибыль на конец 2021 года была 130 млрд, на конец 2022 года – 125 млрд убытка, выросла на 1 декабря до 23,4 млрд тенге. Балансовая стоимость одной акции в тенге увеличилось с 30 декабря 2022 года по 30 сентября 2023 года с 8,88 до 10,28 тенге. Расходы банка на персонал за год с 1 октября 2022 года по 1 октября 2003 года выросли на 23%, с 24,8 млрд до 30,5 млрд тенге.
Ставки банка по кредитам – примерно средние по рынку. Так, годовая ставка по кредиту населению без залога онлайн — под 25%. Объявлены на сайте банка и кредиты под залог недвижимости на долгий срок от 50 млн тенге. Кроме того, ранее банк выдавал немало автокредитов, кредитов на неотложные нужды и эти направления, видимо, у него останутся.
В разделе кредитов бизнесу на сайте банка указан только онлайн кредит для ИП до 5 млн тенге на срок от года до трех, под ставку ГЭСВ от 33,8%. Это – высокая ставка. По сути, банк вынужден отказываться от кредитования бизнеса, что негативно скажется и на нем, самом. И ему приходиться адаптировать бизнес-модель к изменившимся условиям.
Условия по депозитам зависят от срока, от валюты. Вот сейчас процент по вкладам составляет 17,6%. Это — высокая ставка, но не самая высокая на рынке.
Банковский сектор VS Bereke Bank
Банк рос быстрее банковского сектора Казахстана, в целом. Так, активы банков в ноябре, по сравнению с октябрем 2023 года, выросли на 1,6% до 49,2 трлн, активы Bereke Bank – на 9%.
Ссудный портфель БВУ вырос за ноябрь на 2,2%, а Bereke Bank — на 6%. Кредиты БВУ с просрочкой свыше 90 дней сократились по объему на 2% до 904 млрд, а Bereke Bank – на 19%, по доле у БВУ сократились с 3,29% до 3,16%, а у Bereke Bank – в 1,3 раза, но до 4,8%. Хотя, конечно, среди казахстанских банков есть еще четыре, у которых доля безнадежных кредитов выше.
Часть этих кредитов переведена или может быть переведена в категорию безнадежной задолженности с последующим списанием с баланса банка, что отразится на ключевых показателях эффективности его деятельности. Хотя банковский сектор Казахстана движется от кризиса к кризису довольно давно, поэтому в банковских портфелях мало рискованных кредитов.
Большая часть заемщиков находится, по данным Ассоциации финансистов Казахстана и Первого кредитного бюро, в довольно хорошем положении и имеет возможность обслуживать долги по более высоким процентным ставкам. Заметного ухудшения качества кредитных портфелей банков из-за реализации процентного риска для заемщиков они не ожидают. Кроме того, в нынешней ситуации роста инфляции и ослабления тенге у компаний есть естественный хедж: они выигрывают за счет роста цен на свою продукцию.
Обязательства БВУ перед клиентами выросли на 1,3%, а Bereke Bank — на 10%. Вклады физлиц в БВУ за ноябрь выросли на 0,5%, а Bereke Bank — на 5%, вклады юрлиц сократились на 0,1% и выросли на 23%, соответственно. Капитал БВУ вырос на 3,7%, капитал Bereke Bank — на 11%, прибыль – соответственно, на 13% и 21%.
Отмечу, что высокие показатели прибыли банковского сектора, могут быть связаны с неполностью созданными всеми банками резервами и, значит, наличием в системе недорезервированных активов. То, что соответствующие резервы не формируются за счет рекордной прибыли и формальные показатели банковской отчетности не приводятся в соответствие с реальным положением дел, связаны с тем, что эта прибыль распределена по банковской системе довольно неравномерно, в банках — разная ситуация с достаточностью капитала.
Трижды в 2023 году Нацбанк снизил базовую ставку, но очень дозировано, поэтому с июля по ноябрь она снизилась на 1%, до 15,75%. Это может ускорить рост объемов корпоративных кредитов, поскольку привлекательность сбережения сменится привлекательностью потребления. Не исключено и, что объемы кредитования могут вырасти в случае снижения проинфляционных ожиданий со стороны потенциальных заемщиков.
Людмила Валентинова