Бывший председатель БЦК, финансовый эксперт, ныне член совета директоров, независимый директор фонда развития предпринимательства «Даму» Галим Хусаинов у себя в Телеграм-канале высказал свое видение о том, почему дешевый ГСМ (бензин, дизель) в стране — очень плохо для экономики. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Как говорил Рокфеллер «не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов». Ключевая задача любого государства — справедливое перераспределение доходов государства и природных богатств, а также создание условий для развития свободного предпринимательства. Основным инструментом в данном плане являются налоги и институты», — пишет он.
По его словам, все что зарабатывается в стране является частью ВВП, что в свою очередь определяет благосостояние страны. Чем дороже страна продает свои товары на экспорт, тем больше государство получает доходов. ГСМ, либо нефть — это экспортный товар.
«ГСМ в стране дешевле, чем аналогичный товар в соседних странах в два, а то и три раза. В целом, это выглядит как будто люди пользуются благами страны с определенным дисконтом, но в итоге, этим благами также пользуются и другие соседние страны и с этим сложно что-то поделать.
Страна недополучает колоссальные объемы прибыли, так как вместо того, чтобы этот ГСМ продавать по рыночным ценам, он вывозится в другие страны через тысячи машин по ценам ниже мировых в два раза. Например, из страны выезжает примерно 3 тыс грузовиков каждый день, бак каждого из них вмещает по 200-300 литров.
Только грузовой транспорт может вывозить примерно 270 млн литров ГСМ в год, что примерно получается 54 млрд тенге недополученной прибыли, если считать, что на каждом литре мы теряем 200 тенге. Но я думаю эта сумма гораздо больше, так как нужно взять в расчет весь легковой транспорт, а также серых экспортеров», — добави Хусаинов.
За 10 лет нерыночных цен государство теряет уже примерно 540 млрд тенге.
«И такой принцип работает по всем не рыночным ценам. Например, за счет дешевой электроэнергии мы стали второй страной в мире по производству криптовалюты и здесь основной доход получили иностранные компании, которые пришли к нам майнить. Хорошо хоть ввели налоги, чтобы закрыть данный канал», — отмечает эксперт.
Поэтому крайне важно, чтобы в стране цены на товары и услуги были рыночными, чтобы в целом государство получало больше добавленной стоимости.
«При этом, должны работать механизмы справедливого распределения богатства за счет правильного распределения налогов. Во-первых, в этом случае через акцизы должна изыматься часть рентного дохода от бензина.
Во-вторых, ГСМ используют в основном бизнес и люди с достатком выше среднего, поэтому бедное население напрямую не получает убытки. В этом плане проинфляционные расходы государства приносят куда больше вреда, если будет высказываться аргумент за удорожание производимых товаров», — подчеркнул он.
В-третьих, полученные доходы необходимо конвертировать в высокий необлагаемый порог дохода для бедного населения, бесплатное качественное образование, доступную медицину, правильно созданную инфраструктура, достойную адресную помощь для малоимущих людей и так далее.