Сегодня под руководством Главы государства Касым-Жомарта Токаева состоялось важное совещание на тему развития столицы Казахстана, сообщает Bizmedia.kz.
Токаев о развитии Астаны
По словам Токаева, инфраструктура Астаны нуждается в постоянном совершенствовании, чтобы не отставать от темпов урбанизации. По прогнозам, население столицы достигнет двух миллионов жителей к 2030 году, если нынешние темпы роста останутся неизменными. Однако из-за быстрого развития многие нормы, предусмотренные Генеральным планом, не соблюдаются. Поэтому приоритетной задачей является комплексное развитие инженерной инфраструктуры.
Токаев добавил, что акимат уже более десяти лет борется с проектом ТЭЦ-3. Первоначально планировалось завершить его в 2009 году, но сроки сдачи неоднократно продлевались, что привело к резкому увеличению расходов на 53 миллиарда тенге. К сожалению, по состоянию на 2019 год объект был готов лишь на 83%.
Токаев также сказал, что в столице Казахстана дефицит тепла составляет более 300 гигакалорий, и правительство, в координации с акиматом, стремится к тому, чтобы первая очередь ТЭЦ-3 была завершена в срок, а два газовых котла закончили строительство к концу этого года. Следует определиться с целесообразностью, сроками и источниками финансирования строительства второй очереди ТЭЦ-3″
«Акимову нужно стремится обеспечить стабильное электроснабжение путем ускоренного строительства подстанций общей мощностью 700 мегаватт. В этот проект были вложены значительные средства, из бюджета были выделены большие суммы для его успешной газификации. Несмотря на это, прогресс идет медленно и трудно», — заявил Токаев.
В 2019 году газопровод «Сарыарка» был завершен и открыт для использования в жилых районах Казахстана, где проживает более 300 тысяч человек. Однако из-за низких темпов газификации в настоящее время только 8 тысяч домохозяйств имеют доступ к организованной системе газоснабжения. Не имея такой доступности, люди вынуждены использовать другие методы отопления и в морозные дни дым печного отопления формирует над городом густой смог.
Правительству Казахстана и акимату Астаны неоднократно давались поручения обеспечить газификацию столицы. Однако выполнение этих поручений постоянно откладывалось, и сейчас необходимо принять срочные меры для исправления ситуации. Для выполнения своих обязательств Правительство должно работать совместно с «Самрук-Казына».
Подключение газа для граждан во всех регионах обходится недешево — до двух миллионов тенге. Это значительные затраты, которые были признаны Агентством по защите и развитию конкуренции и Правительством. В связи с этим они приняли меры по разработке конкретных предложений для обеспечения прозрачного ценообразования и прозрачности, когда дело доходит до подключение газа.
Проблемы водоснабжения
Актуальной остается проблема с резервными источниками водоснабжения. В маловодные периоды может возникнуть реальная угроза: город останется без воды.
Министерству экологии следует проработать все предложения, озвученные сегодня акимом города, в том числе решить вопрос увеличения водообеспечения Астанинского водохранилища. Важно также ускорить строительство насосно-фильтровальной станции №3 и второго канализационно-очистительного сооружения.
«Много вопросов накопилось в сфере жилищного строительства. Из-за нехватки инженерной инфраструктуры акимат предлагает постепенно снижать темпы возведения жилья. При этом в столице высокая рождаемость и большой миграционный приток. Нельзя забывать, что при снижении темпов строительства без работы могут остаться около 30 тысяч человек. Чтобы не возникало такого рода проблем, нужно системное планирование развития города. В этом деле, к сожалению, ощущаются серьезные пробелы», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Столица должна быть обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой. Во всех строящихся объектах следует применять современные энергосберегающие технологии. Не сходит с повестки дня и проблема порядка четырех тысяч дольщиков. Из-за слабой законодательной базы в городе могут появиться новые проблемные объекты.
В последние годы в Астане было возведено большое количество жилых домов без официального разрешения. Эти строительные компании обязаны платить лишь незначительные штрафы и при этом умудряются собирать деньги с населения. Это неприемлемая ситуация, и она должна быть решена правительством как можно скорее. Они должны внедрить более строгое регулирование строительного сектора и убедиться, что все строители соблюдают закон. Агентство по финансовому мониторингу должно быть вовлечено в этот процесс для обеспечения надлежащего надзора.
«В уполномоченные органы поступает много жалоб касательно непрозрачности выделения земельных участков. Речь идет об «особых» условиях для известных строительных компаний», — добавил президент.
Этот процесс должен быть полностью открытым – землю необходимо предоставлять через цифровые сервисы и на конкурсной основе. Поручаю Правительству совместно с акиматом плотно заняться данным вопросом»
Дороги, общественный транспорт и LRT
С приближением весны состояние некоторых дорог в городе вновь вызывает серьезную озабоченность. Каждый год многие улицы получают техническое обслуживание и ремонт, но после смены сезона их состояние остается неудовлетворительным. В связи с этим возникает несколько вопросов относительно качества этих дорог — почему они так быстро приходят в негодность?
Некоторые же дороги и вовсе остались бесхозными. Это связано с неправильным либо некачественным проведением работ при строительстве и ремонте дорог. Правительство и акимат должны отдельно рассмотреть эту проблему. Если необходимо, надо заменить подрядчиков.
Следующий важный вопрос – это развитие общественного транспорта. Я поручал провести анализ загруженности автобусных маршрутов и увеличить их интенсивность.
Однако люди так и продолжают ожидают автобусы по полчаса и более, а иногда автобусы так переполнены, что пассажиры попросту не помещаются в них. Сегодня
городу не хватает более 400 автобусов, а в течение 5 лет их дефицит может вырасти в 2 раза. Свыше 400 остановок не оборудованы заездными карманами для автобусов. 300 остановок не обустроены закрытыми павильонами ожидания, что становится особенно актуальным в зимний период.
Астана должна стать комфортным городом для проживания. Прежде всего нужно пересмотреть концепцию развития городской среды. Сегодня в городе ощущается недостаток парков, мало мест для комфортных прогулок и отдыха жителей.
Акимат выбрал неправильный подход к решению этой проблемы, выдавая разрешение на строительство объектов вместо того, чтобы попытаться найти решение. В результате на ранее незанятом участке земли возникает жилая застройка, а другие важные потребности, такие как парки и пешеходные дорожки, остаются без внимания и игнорируются. Комплексное городское планирование должно было предусмотреть эти требования.
Есиль и облик города
Набережная Есиль — это особенность столицы Астаны, которая заслуживает гораздо большего внимания. Примером успешного городского развития и благоустройства может служить Казань — ее улицы, парки и набережные неизменно привлекают и завораживают. Президент Токаев поставил цель сделать Астану комфортной и привлекательной круглый год, чтобы улучшить имидж города. Токаев поручил добиться того, чтобы Астана оставалась динамичным городом с обилием достопримечательностей как для местных жителей, так и для туристов.
Через реку нужно строить пешеходные мосты. Особенно это актуально в районе моста по проспекту Тәуелсіздік, который сейчас строится. Много говорится о пешеходных улицах, но по факту нет ни одной такой улицы.
За рубежом они являются «точками притяжения» людей. Этот вопрос нужно тщательно продумать. Можно привлечь квалифицированных специалистов и принять оптимальное решение. Самый простой пример – территория ЭКСПО. Визуально красивая зона, но безжизненная.
При правильном подходе ее можно было давно трансформировать в динамичную зону притяжения горожан. В целом, необходимо разработать единую концепцию развития общественных пространств.
Нам нужно сохранить эстетический облик столицы. В столице должны использоваться лучшие мировые архитектурные решения. Разработанный единый дизайн-код города превратился в формальный документ.
Касым-Жомарт Токаев.
Строящиеся объекты совершенно не гармонируют друг с другом. Один из примеров – это район юго-востока, где очень много хаотично возведенных зданий и объектов, не выдерживающих критики.
Отдельного внимания требует район торговых домов «Артем» и «Тулпар». Акимату необходимо принять конкретные меры.
Проблемы паркингов
Другой немаловажный вопрос – строительство домов без паркингов. Уже стало небезопасно отпускать детей на улицу – дворы заставлены машинами.
Необходимо, чтобы государственные чиновники предприняли серьезные шаги для обеспечения всех новых строений достаточным количеством парковочных мест. Отсутствие свободных парковок возле Дома министров ложится тяжелым бременем на пассажиров, которые вынуждены искать альтернативные места для своих автомобилей, в том числе в жилых районах. Это приводит к нарушению общественного порядка и создает проблемы для жителей, живущих рядом.
При этом между Генеральной прокуратурой и зданием «Жусан банка» имеется свободный земельный участок. Альтернативный вариант – территория за зданием Верховного суда. Поручаю Правительству совместно с акиматом города рассмотреть возможность строительства многоуровневого крытого автомобильного паркинга и пешеходного моста на одном из этих участков.
Следующий вопрос касается благоустройства города. Здесь не должно быть мелочей. Порядок должен быть везде. Но, к сожалению, город утрачивает свой «столичный лоск». Просевшая брусчатка, ее отсутствие, как и отсутствие освещения – это сегодняшняя печальная реальность. Элементарно вдоль улиц катастрофически не хватает урн для мусора. Отмечается слабая организация работы по уборке снега, а малейший снегопад буквально парализует город.
Касым-Жомарт Токаев.
В этом месяце город на несколько дней фактически превратился в настоящий каток. При этом на благоустройство города было выделено 45 млрд. тенге за последние три года. Что касается дворов: они у нас одинаковые, как под копирку. К каждому двору нужен индивидуальный подход.
Специалисты по городскому хозяйству, архитекторы и горожане должны сотрудничать, чтобы разработать лучшие решения для городских пространств. Для этого можно проводить открытые конкурсы, на которых люди смогут представить свои эскизы дворов и общественных пространств. Такой подход должен быть более организованным, чем нынешняя ситуация, когда местные руководители обладают значительной автономией в формировании своих районов.
Токаев об озеленили Астаны
Астана, столица Казахстана, к сожалению, не является городом, который можно назвать «зеленым». В городе нет единой концепции озеленения, каждый районный акимат высаживает деревья и кустарники по-своему. Отсутствие комплексного подхода затрудняет попытки точной оценки количества и типов зеленых насаждений.
Не в полной мере используется потенциал питомника Зеленстроя. В результате зеленые насаждения погибают из-за отсутствия должного ухода. Кроме того, при озеленении города используется только 10 % многолетних растений. Неэффективное расходование средств на однолетние растения – недопустимая роскошь.
Поручаю акимату в течение 3 лет довести посадку многолетних растений до 50 %. Ставлю задачу – столица в течение 5 лет должна стать городом-садом. Кроме того, никак не решается вопрос ликвидации стихийных свалок, их насчитывается 50. Акиматам города Астаны и Акмолинской области совместно с министерством экологии надо как можно скорее решить эту проблему.
Касым-Жомарт Токаев.
В приоритете – работа по повышению социального благополучия горожан. В фокусе особого внимания – повышение продуктивной занятости городского населения. Средняя зарплата работников, охваченных мерами занятости, составляет свыше 100 тысяч тенге. Имеются рабочие места.
Несмотря на наличие работы, более 60% трудоспособных получателей адресной социальной помощи остаются малообеспеченными. Поддержка молодежи также неэффективна и в основном сводится к проведению культурно-массовых мероприятий. В столице фиксируется один из самых высоких уровней молодежной безработицы, она занимает второе место по республике.
С этого года численность молодежи возрастет в связи с тем, что к молодежи теперь будут отнесены граждане до 35 лет. Поручаю Правительству совместно с акиматом усилить работу в данном направлении.
Медицинские услуги
За последнее десятилетие население Астаны значительно увеличилось — в 2,5 раза по сравнению с тем, что было раньше. Несмотря на это, медицинская инфраструктура столицы не справляется с притоком населения: в поликлиниках по-прежнему очереди, а родильные дома заполнены до отказа, их количество превышает 68%. Что еще хуже, некоторые из больниц не соответствуют даже основным санитарным нормам.
Приемные покои в детских больницах не оборудованы. Детский травматологический пункт в столице единственный, где всегда очень много пациентов. При этом многопрофильная детская больница №3 работает только как инфекционная. Там до сих пор нет хирургической, офтальмологической и травматологической помощи. Для столицы это неприемлемо.
Поручаю министерству здравоохранения совместно с акиматом города решить все обозначенные вопросы детской медицины столицы. Вместе с тем, некоторые больницы, несмотря на наличие ресурсов, в погоне за сиюминутной выгодой, закрывают некоторые медицинские направления.
Национальный научный медицинский центр, который недавно был приватизирован, больше не в состоянии оказывать специализированную помощь, необходимую пациентам после пересадки почки. Это поднимает вопрос о том, действительно ли выгодно приватизировать крупные организации в попытке уменьшить монополизацию. Несмотря на обещание повышения эффективности, необходимо сопоставить преимущества с возможными последствиями.
Помимо этого, в столице остается острой проблема дефицита медиков, на сегодня не хватает более 600 различных специалистов. Министерству здравоохранения необходимо решить все эти накопившиеся вопросы. Женис Махмудович, возьмите вопрос привлечения медиков на личный контроль и рассмотрите возможность включения в программу «Елорда жастары» категорию медицинских работников.
Образование
Нехватка мест в детских садах и школах Астаны является постоянной проблемой на протяжении многих лет, и сегодня 45 тысяч детей все еще стоят в очереди. Эта проблема должна была быть решена правительством уже давно, но, несмотря на усилия по финансированию частных детских садов, до сих пор она не решена. Вместо того чтобы пытаться преодолеть этой проблемы путем проведения ненадлежащих проверок, правительство должно сосредоточиться на создании и продвижении качественных образовательных программ и инициатив.
Кроме того, в некоторых школах до сих пор существует трехсменная система, которая является неэффективным способом организации образовательного процесса. Она негативно влияет не только на количество мест, доступных для учащихся, но и на качество получаемого ими образования.
В столице не выполняются планы по строительству школ. В прошлом году построено всего 3 новые школы, не введено 8. В результате увеличивается количество трехсменных и переуплотненных школ.
В некоторых классах более 30 учеников. Это все влияет на качество обучения. Кроме того, ощущается нехватка мест в специальных школах для детей с особыми потребностями. Акимат совместно с министерством просвещения должны более активно работать в данном направлении. Строительство школ – это стратегическая задача. И в ее реализации должны активно участвовать не только государство, но и состоятельные граждане. Об этом я уже говорил. Но в этом направлении не хватает частной инициативы и конкретных предложений. В целом надо продумать вопросы строительства школ за счет частного капитала.
Экономика Астаны
«Следует системно повышать экономический потенциал Астаны и Астанинской агломерации. Для обеспечения поступательного экономического роста столицы, прежде всего, необходимо пересмотреть работу специальных экономических зон. Астана является единственным городом в стране, где функционируют две СЭЗ. При этом отдача от их текущей деятельности вызывает много вопросов. Считаю, что их нужно объединить, приняв комплексные меры для повышения эффективности.
Как вы знаете, в рамках режима СЭЗ в левобережной части города построено более 400 жилых домов и офисов, сейчас возводится еще 200 объектов. В этих целях строительным компаниям были предоставлены значительные льготы на общую сумму 1,5 триллиона тенге.
Сейчас самое время перенаправить усилия СЭЗ на развитие производственного сектора, индустрии информационных технологий и современных технологий. Это позволит создать качественные рабочие места с соответствующей инфраструктурой для их поддержки. Однако до сих пор прогресс в этом направлении был недостаточным.
Еще проблемы Астаны
Акимат на протяжении десяти лет не может завершить строительство инфраструктуры Индустриального парка № 1, хотя он уже заполнен на 95%. Этот вопрос поднимался давно, но результата до сих пор нет. Например, завод по производству сухих строительных смесей ТОО «Selena Insulations» на протяжении шести лет не может подключиться к тепловым сетям.
Более того, с 2017 года акимат не подводит коммуникации к Индустриальному парку № 2. Еще даже нет проектно-сметной документации. По-сути, сегодня потенциальные инвесторы выступают в роли просителей, у них опускаются руки, и они уходят. В результате Астана недополучает значительные объемы инвестиций – на город приходится менее 4% иностранных вложений в нашу страну.
Столица страны наделена огромным количеством преимуществ, которые делают ее идеальным местом для инвестиций. В городе расположено более семидесяти посольств и шестнадцать международных организаций, что делает потенциал для увеличения инвестиций ощутимым. Несмотря на эти огромные возможности, столица не смогла использовать их в полной мере.
Инфляция
Крайне актуальная проблема для города – высокая инфляция. По итогам прошлого года рост цен здесь достиг 23%. Это один из худших показателей по стране. Продукты питания в Астане за год подорожали в среднем на четверть. Акимат перестал формировать запасы в стабфонде и перешел на выдачу льготных займов торговым сетям в рамках «оборотной схемы».
Астана производит продуктов питания в 4 раза меньше, чем Алматы, и в 2 раза меньше, чем Шымкент. В целом, в разрезе всех регионов город занимает последнее место по этому показателю. За последние 8 лет импорт продовольствия в столицу увеличился в 3 раза. В основном речь идет о продукции, которую можно производить здесь. При этом местные перерабатывающие предприятия загружены только наполовину.
Перед Министерством сельского хозяйства и соответствующими акиматами Астаны и Акмолинской области стоит большая задача — в течение ближайших пяти лет увеличить городские овощехранилища на 13 тысяч тонн. Эта задача становится еще более актуальной в свете нынешнего дефицита складских площадей для хранения овощей.
Стратегически важным направлением является системное развитие Астанинской агломерации. Необходимо стимулировать тесную торгово-экономическую и транспортно-логистическую кооперацию между столицей и пригородами.
Повышению потенциала пристоличных сел будет способствовать размещение в них новых производственных предприятий и инфраструктурных объектов. Это позволит сгладить существующий дисбаланс между уровнем жизни в Астане и близлежащих населенных пунктах (Караоткель, Талапкер, Коянды и Жибек жолы).
Столица должна перейти на новую модель развития, трансформироваться в инновационный город будущего. В мире интенсивно внедряются новые цифровые подходы к управлению городом, на которые и мы должны обратить внимание.
Я специально встретился с руководителями компании G42 в Объединенных Арабских Эмиратах. Эта компания лидирует в развитии искусственного интеллекта. Они готовы представить нам свои достижения в этой области в рамках проекта «Умный город».
Касым-Жомарт Токаев.
Поручаю акимату совместно с министерством цифрового развития немедленно приступить к этой работе. В целом, необходимо привлекать представителей IT-бизнеса и квалифицированных специалистов в этой области. Таким образом, наша столица станет центром Digital nomads региона.
Мы должны развивать Астану по принципу созидательного, комфортного и чистого города. При этом мы стремимся к передовым стандартам Дубая, Сингапура и европейских городов.
Касым-Жомарт Токаев.
Нам следует как можно скорее именить текущее состояние дел. Необходимо модернизировать столицу. В первую очередь, нужно актуализировать Стратегию развития города до 2050 года. В этом документе должны быть определены основные направления комплексного развития города. Поручаю акимату Астаны провести общественные слушания и разработать новый Генеральный план столицы. Далее Правительство должно его принять до конца этого года. Администрации Президента необходимо обеспечить контроль за его своевременным и качественным выполнением. Жду от вас конкретных результатов.
На этом совещание по вопросам развития столицы было завершено.
Читайте также: