В Правительстве Казахстана подвели итоги в транспортной сфере за 2023 год. За 11 месяцев текущего года было перевезено 895 млн тонн грузов и реализовано множество проектов транспортной сферы, сообщает Bizmedia.kz.
Президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, подчеркнул важность развития транспортно-логистической отрасли в контексте увеличения объема грузоперевозок и уникального географического положения страны. Он отметил, что Казахстан расположен на пересечении торговых путей между Севером, Югом, Западом и Востоком, и это дает стране большие возможности. В своем последнем Послании народу РК, президент Токаев подчеркнул, что транспортно-логистическая отрасль должна стать важным драйвером экономического роста в Казахстане.
На сегодняшний день в Казахстане уже ведется работа над рядом крупных транспортных проектов, включающих автомобильные, железнодорожные, авиационные и морские сферы. За 11 месяцев объем перевезенного груза по территории страны достиг 895 миллионов тонн, что является увеличением на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Транзитный объем составил более 29 миллионов тонн, что на 21% больше. Инвестиции в отрасль также увеличились и составили 1,8 триллиона тенге, что в 1,6 раза больше.
В этом году в железнодорожном секторе началась реализация нескольких крупных мегапроектов. В частности, в ноябре было начато строительство обхода железнодорожной линии вокруг станции Алматы (74 км) и линии Дарбаза – Мактаарал (152 км). Первый проект позволит сократить время доставки грузов на 24 часа и разгрузить Алматинский железнодорожный узел на 40%, а второй увеличит пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 миллионов тонн.
В декабре прошлого года начались работы по строительству железнодорожного участка Бахты – Аягоз, общей протяженностью 272 км. Этот проект ожидается принести увеличение грузового оборота между Казахстаном и Китаем на 20 млн тонн. В течение следующих трех лет планируется построить более 1,3 тыс. км новых железнодорожных путей на территории республики.
В 2023 году были приобретены 133 локомотива, что позволило обновить парк казахстанских локомотивов на 6% и снизить уровень его износа до 52%. Для улучшения условий пассажирских перевозок также было закуплено 856 вагонов, из которых 100 уже введены в эксплуатацию в текущем году. Это способствовало сокращению износа вагонного парка с 47% до 45%.
В текущем году было отремонтировано и построено 10,7 тыс. км автодорог местного и республиканского значения. На эти цели было выделено 753 млрд тенге, что на 14% больше, чем в прошлом году. Также были успешно завершены три крупных проекта: «БАКАД», «Кандыагаш – Макат» и «Ушарал – Достык».
В дополнение к этому, активно ведутся работы по шести долгостроям: «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Караганда – Алматы», «Мерке – Бурылбайтал», «Актобе – Кандыагаш» и «Атырау – Астрахань». Кроме обходов населенных пунктов, на этих участках уже открыто движение на 923 км.
В Западно-Казахстанской области активно ведутся работы по капитальному ремонту дорожных участков «Казталовка – Жанибек» и «Униге – Бисен – Сайхин», общей протяженностью 245 км. На данный момент, дорожное сообщение уже доступно на 220 км. Работы по указанным маршрутам планируется полностью завершить к 2024 году.
С 2024 по 2030 годы запланирован запуск ряда важных автодорожных проектов общей протяженностью более 9 тыс. км, включая 4,7 тыс. км республиканских дорог и 4,5 тыс. км региональных.
Что касается работ на республиканских трассах, то в 2024 году начнутся проекты по следующим маршрутам: «Актобе – Улгайсын – Кызылорда» (1361 км, из которых 56 км запланированы к 2024 г.), «Караганда – Жезказган» (513 км, из которых 40 км в 2024 г.), «Обход г. Сарыагаш» (102 км), «Кызылорда – Жезказган» (216 км).
Ведется активная работа над несколькими важными проектами, направленными на развитие морской инфраструктуры Казахстана. В порту Актау планируется создание контейнерного хаба, проведение реконструкции пристаней и обновление грузоперевозочной техники и оборудования. В порту Курык в сотрудничестве с компанией Abu Dhabi Ports из ОАЭ был запущен зерновой терминал.
Также в 2024-2025 годах планируется проведение дноуглубительных работ в акваториях портов Актау и Курык для обеспечения безопасности морской навигации.
Реализация всех этих проектов позволит увеличить пропускную способность морских портов РК на 10 млн тонн, включая увеличение контейнерных мощностей до 300 тыс. ДФЭ в год.
Активно развивается внутренняя водная логистика, включая увеличение транзитного потенциала реки Иртыш, разработку нового маршрута Россия — Казахстан — Китай, а также строительство шлюза в Семее, речного порта в Тугыле и железнодорожной линии до границы с Китаем. Улучшение транзитных возможностей Иртыша позволит увеличить грузовой оборот с 1,5 до 3,5 миллиона тонн.
В 2023 году ожидается, что количество пассажиров, перевезенных национальными авиалиниями, достигнет около 13 миллионов человек, что на 23% больше, чем в предыдущем году. Предполагается также, что количество пассажиров, обслуженных в аэропортах страны, превысит 25 миллионов, что на 22% больше, чем в прошлом году. Флот казахских авиакомпаний увеличился с 89 до 98 единиц, а общая вместимость посадочных мест выросла с 12 до 15 тысяч, что составляет 26% прирост. Это позволит улучшить стабильность рейсов и доступность авиаперевозок.
Кроме того, благодаря частным инвестициям строятся три новых пассажирских терминала в Шымкенте, Кызылорде и Алматы, работы по которым планируется завершить в следующем году. Нынешний статус международного авиасообщения в Казахстане включает 28 стран, обслуживаемых 4 казахскими и 30 иностранными авиаперевозчиками на 108 маршрутах с частотой 550 рейсов в неделю.
В этом году были открыты и восстановлены рейсы по 23 маршрутам в 13 стран, включая Лахор, Маскат, Манама, Дели, Шарм-эль-Шейх, Пекин, Сиань, Урумчи, Самарканд, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Бишкек, Анкара, Ханчжоу и Джидда.
Мы сотрудничали с ведущей авиакомпанией низкого тарифа Юго-Восточной Азии, AirAsia. В результате этого сотрудничества с марта 2024 года планируется введение прямого авиасообщения между Алматы и Куала-Лумпуром.
Особое внимание следует уделить вопросам обновления городского автобусного парка. В этом году мы запустили проект льготного лизинга для обновления автопарка городских автобусов через Фонд развития промышленности. На сегодняшний день уже поставлено 2,5 тыс. новых автобусов, из которых 774 соответствуют стандартам эко-чистоты. Это позволило снизить износ имеющихся автобусов на 13%, и теперь он составляет всего 33%.
Продолжается реализация части Транскаспийского международного транспортного маршрута. За 11 месяцев через морские порты Актау и Курык мы перевезли 2,5 млн тонн грузов, что является ростом на 107% по сравнению с прошлым годом. Важно отметить, что в этом году впервые по этому маршруту была перевезена казахстанская нефть.
Администрации железных дорог Казахстана, Азербайджана и Грузии подписали основные документы осенью 2023 года для создания единого оператора логистических услуг. Это стало важным шагом в развитии данного маршрута. Вместе с этим, мы совместно с Турцией ищем пути устранения узких мест на этом маршруте.
В рамках повышения качества логистического сервиса рассматривается возможность создания «единого окна» для перевозок по ТМТМ. Полноценный запуск цифрового транспортного коридора планируется в 2024 году.
В октябре текущего года мы подписали соглашения с Китаем о развитии ТМТМ, которые предусматривают увеличение экспортных и импортных, а также транзитных грузоперевозок, поддержку КНР в финансировании проектов портовой инфраструктуры и развитие мультимодальных перевозок по ТМТМ и другие.
Для сокращения времени доставки грузов на автомобилях до портов Актау и Курык планируется строительство автомагистрали республиканского значения «Шалкар – Бейнеу» протяженностью 515 км. В настоящее время разрабатывается техническое и экономическое обоснование проекта.
Улучшение инфраструктуры маршрута позволит увеличить его пропускную способность до 10 млн тонн к 2027 году.
На внешних границах ЕАЭС с 2023 года ведется строительство и монтаж оборудования на пограничных пунктах «Капланбек», «Казыгурт», «Атамекен» и «Тажен» (Узбекистан), «Алаколь», «Калжат», «Майкапшагай» и «Бахты» (Китай), «Темир баба» (Туркменистан).
Перестройка включает расширение зон пограничных пунктов, обновление существующих зданий и структур, установку новейшего оборудования, включая стационарные системы инспекции и проверки, такие как Rapiscan Eagle, а также увеличение количества кабин для паспортного контроля и полос движения с разделением потоков.
Планируется приобретение 83 автоматизированных систем паспортного контроля «E Gate» для внедрения автоматизации и передовых технологий на пограничных пунктах в период с 2024 по 2026 годы.