В области Абай началось строительство новой железнодорожной магистрали Бахты – Аягоз длиной в 272 км. Премьер-министр РК Алихан Смаилов открыл процесс строительства в формате телемоста, передает Bizmedia.kz.
Этот проект воплощается в жизнь в соответствии с указаниями президента Касым-Жомарта Токаева о необходимости повышения транспортного и транзитного потенциала Казахстана. В рамках этого строительства предусмотрено открытие третьего пограничного перехода с Китаем — Бахты – Чугучак.
В целом, новая железная дорога Бахты – Аягоз повысит пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до примерно 48 млн тонн, облегчивая нагрузку на южные пункты пропуска и привлекая дополнительные транзитные потоки. Ожидается, что двухпутная магистраль будет введена в эксплуатацию в 2027 году.
Проект будет выполнен совместно с частным инвестором на основе принципов ГЧП. В процессе строительства построят 11 станций, 47 мостов, 23 железнодорожных и 8 автодорожных путепроводов, 5 пешеходных мостов, 16 смотровых сооружений. Для этого планируется приобрести более 500 тыс. шпал и 36 тонн рельсов у местных производителей. Предполагается, что местное содержание будет не менее 85%.
Премьер-министр подчеркнул, что в прошлом году по железным дорогам Казахстана перевезли рекордный объем грузов за 30 лет независимости, составивших 245 млрд тонн/километр. Высокие темпы сохраняются и в текущем году, несмотря на геополитическую обстановку и инфраструктурные ограничения.
«За последние пять лет объем транзитных контейнерных перевозок увеличился в 3,2 раза. Расширяется число существующих и открываются новые транзитные коридоры. Особую актуальность приобрели Транскаспийский международный транспортный маршрут, «Север-Юг» и Южный коридоры», — заявил Алихан Смаилов.
В настоящее время пропускная и инфраструктурная мощность достигли максимума. Для решения этой стратегической проблемы было принято решение о выполнении ряда инфраструктурных проектов в железнодорожной отрасли.
В ноябре прошлого года началось строительство вторых путей по участку Достык – Мойынты. В этом году была начата работа над новой железной дорогой в обход Алматы и ж/д линии Дарбаза – Мактаарал. За три года в республике будет построено более 1300 км железных дорог.
Премьер-министр отметил, что строительство магистрали обеспечит работой более 1700 человек. Открытие новых пунктов загрузки и разгрузки также приведет к созданию дополнительных рабочих мест.
«Все это положительно скажется на экономике не только Абайской области но и всей страны. Построение магистрали Бахты – Аягоз также ускорит интеграцию железнодорожной сети Казахстана в мировую транспортную систему», — отм етил Алихан Смаилов.
Как отметил заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов, новая линия поможет увеличить объем казахстанск ого экспорта, а также транзит грузов из России в Китай и наоборот.
«Товары, проходящие через Абайскую область, Павлодарскую, Восточно-Казахстанскую области и другие, будут проходить через эту линию. Строительство двухпутной магистрали будет гарантировать ее высокую пропускную способность. В целом это будет способствовать ув еличению транзитных грузов и развитию наших прилегающих территорий», — отметил он.
В мероприятии принимали участие руководители акимата Абайской об ласти, Министерства транспорта и коммуникаций, АО «Самрук-Қазына», АО «НК «ҚТЖ», работники и ветераны отрасли.