Сенатор Закиржан Кузиев на заседании в Сенате заявил о том, что АО «КТЖ Грузовые перевозки» скрывают нарушения закона, сообщает Bizmedia.kz.
По его словам, в настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в производственной инфраструктуре нашей страны. Из-за географических особенностей Казахстана, не имеющего прямого выхода к морю, железнодорожный транспорт становится ключевым элементом экономики. Однако, несмотря на усилия правительства и руководства железных дорог, стране так и не удалось достичь высокой эффективности работы железнодорожного холдинга.
Кузиев подчеркнул, что в течение последних лет в этой сфере возникло множество серьезных проблем по всей стране, таких как недостаточное развитие железнодорожной сети, износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава и низкий уровень сервиса вагонов. На данный момент, парк состоит из 2228 вагонов, из которых 776, или 35%, старше 28 лет.
В начале октября этого года ассоциация национальных экспедиторов обратилась к депутатам с просьбой о согласовании планов перевозок на экспорт и транзит. Они отметили, что сталкиваются с отказами от железнодорожных перевозок, в то время как согласование планов для других экспедиторов осуществляется без проблем.
Агентство по защите развития конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют своим компаниям ряд преимуществ, что создает неравные условия для других участников рынка.
В результате анализа видов деятельности КТЖ было выявлено, что санкции монопольных органов применялись лишь к 81 из 424 видов деятельности, что составляет всего 19%. Таким образом, действия КТЖ нарушают установленные технологии экспортных перевозок и создают неравные конкурентные условия.
Кроме того, отмечается неэффективное планирование управления движением на магистральной сети. Следует отметить, что в течение первого полугодия было зафиксировано более 400 составов, заброшенных на путях.
В целом, в отрасли наблюдается низкий уровень автоматизации, отсутствие или недостаточное функционирование планирования и контроля организации перевозок, а также планирования маневровых грузовых работ на железнодорожных станциях.
Следует отметить, что основным источником дохода являются грузовые перевозки, которые составляют более 86%. В результате, отечественная железнодорожная система становится неконкурентоспособной как на внутреннем рынке, так и за его пределами.
Депутаты сената парламента неоднократно обращались с депутатскими запросами в адрес министерства.
В процессе транспортировки своей продукции на экспорт отечественные грузоотправители сталкиваются с проблемами, которые были озвучены на этом форуме. Однако, сенаторы постоянно получают стандартные отписки, которые не решают сути проблемы и не предлагают реальных решений. Учитывая вышеизложенное и многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса, сенатор Закиржан Кузиев просит правительство рассмотреть следующие вопросы:
- Устранение неравных конкурентных условий в части согласования основных и дополнительных планов перевозок на экспорте и транзите.
- Установление четкого баланса в развитии всех четырех направлений внутренних, экспортных, импортных и транзитных перевозок национальными перевозчиками.
- Проведение проверки деятельности органов организации ООН, осуществляющих экспортные и транзитные перевозки, на предмет нарушения законодательства в области защиты конкуренции.
- Предоставление информации о мерах по трансформации компании в полноценную транспортно-логистическую компанию.
«В соответствии с действующим законодательством, просим руководство министерства транспорта и органов законодательной власти предоставить устный ответ на пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан», — заключил он.