На ежегодном совещании политиков советники правительства Китая будут рекомендовать целевые показатели экономического роста на следующий год. Диапазон предлагаемых значений составляет от 4,5% до 5,5%. Цель Пекина заключается в создании рабочих мест и сохранении долгосрочных целей развития, передает Bizmedia.kz.
Из семи советников, беседовавших с Reuters, пять выступили в поддержку целевого показателя около 5%, соответствующего цели текущего года. Один советник предложил установить планку в 4,5%, а другой предложил диапазон значений от 5,0% до 5,5%.
Предложения по целевым показателям будут озвучены на ежегодной Центральной экономической рабочей конференции, которую проводит Коммунистическая партия Китая в следующем месяце. На этой конференции обсуждаются политические планы и перспективы развития второй по величине экономики мира.
Для достижения этих целей Пекину потребуется усиление налогово-бюджетного стимулирования. Советники полагают, что рост в текущем году был сглажен эффектом низкой базы прошлого года, вызванным блокировкой из-за COVID-19.
Один из экономистов правительства, Ю Юндин, заявил агентству Reuters, что для стимулирования совокупного спроса необходимо принять экспансионистскую фискальную и монетарную политику. Он выступает в поддержку целевого роста примерно на 5%. Ю Юндин также отметил, что спрос на корпоративные инвестиции останется низким из-за недостаточной уверенности компаний, поэтому инвестиции в инфраструктуру должны быть расширены. Кроме того, он высказал мнение, что дефицит бюджета не должен превышать 4% от объема производства.
Из-за закрытого характера обсуждений другие советники высказывали свои мнения анонимно. Предполагается, что на декабрьской встрече высшее руководство страны утвердит целевой показатель, но публичное объявление ожидается только на ежегодном заседании парламента Китая, которое обычно проходит в марте.
В октябре Китай представил план выпуска суверенных облигаций на сумму 1 трлн. юаней (139 млрд. долл.) до конца года. Кроме того, целевой показатель дефицита бюджета на 2023 год был повышен до 3,8% от валового внутреннего продукта (ВВП), вместо первоначальных 3%.
Китайские лидеры обещают оптимизировать структуру долга центральных и местных органов власти, считая, что у центрального правительства есть возможность тратить больше, поскольку его долг составляет всего 21% от ВВП, в то время как у местных органов власти этот показатель составляет 76%.
«Мы усиливаем поддержку фискальной политики», — отметил один из советников, с целью сделать «трудную» цель на 2024 год «достижимой».
Ожидается, что монетарные стимулы будут играть менее значимую роль, поскольку центральный банк все еще обеспокоен возможным ослаблением юаня и оттоком капитала, вызванными увеличением разницы в процентных ставках с Западом.
«Пространство для монетарной политики может быть больше, если мы будем более терпимы к колебаниям обменного курса», — считает Гуань Тао, главный экономист BOC International и бывший сотрудник Государственного управления валютного контроля (SAFE).
РЕФОРМЫ ПРОТИВ СТИМУЛОВ
В 2022 году экономика Китая выросла всего на 3%, что является одним из самых низких показателей за последние полвека. Согласно опросу агентства Reuters в октябре, экономисты прогнозируют рост в 5,0% в 2023 году и 4,5% в 2024 году, хотя некоторые из них уже повысили свои прогнозы.
В 2022 году президент Си Цзиньпин на важном партийном собрании представил долгосрочную концепцию «модернизации по-китайски» и поставил цель удвоить китайскую экономику к 2035 году. Правительственные экономисты утверждают, что для достижения этой цели требуется среднегодовой рост в 4,7%.
Замедление экономического восстановления после последних кризисных событий побудило многих аналитиков призывать к проведению структурных реформ, направленных на перераспределение движущих сил экономического роста с инвестиций в недвижимость и инфраструктуру на потребление домохозяйств и рыночное распределение ресурсов.
В противном случае, предупреждают экономисты, Китай может столкнуться со стагнацией вроде японской в конце этого десятилетия. Пекин пытается сократить зависимость экономики от собственности, переключая больше ресурсов на высокотехнологичное производство и «зеленые» отрасли, но ему трудно стимулировать настроения потребителей и инвесторов.
По мнению политиков, более фундаментальные изменения, особенно восстановление рыночных реформ, маловероятны из-за политической обстановки, которая привела к усилению государственного контроля над экономикой, включая частный сектор. «Если не будет достигнут консенсус по реформам, то придется использовать стимулы для стимулирования роста, хотя он и не будет устойчивым», — отметил третий советник.
($1 = 7,2111 китайского юаня)