В Казахстане наблюдается рост автобусного парка, но более трети машин уже старше 20 лет, что является проблемой для безопасности и экологии. Одной из главных причин такой ситуации является недостаток инвестиций в обновление транспортных предприятий. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Более трети автобусного парка Казахстана остаётся устаревшей
В автобусном парке Казахстана был зафиксирован новый рекорд — на данный момент в нем насчитывается более 105,5 тысяч автобусов. Это на 27,2% больше, чем в начале сентября 2022 года.
Этот рост является продолжением тенденции увеличения парка, которую мы наблюдаем уже второй год подряд, после сокращения его размеров в период с 2018 по 2021 год. Однако, несмотря на это, доля электробусов в общем парке составляет всего лишь 32 единицы, большинство из которых находятся в Астане и Алматы, а по одному — в Туркестанской области и Шымкенте.
Важно отметить, что большая часть автобусного парка Казахстана является довольно старой. 35,9% автобусов (37,9 тысяч) уже превысили возраст в 20 лет, а еще 40,4 тысячи (38,3%) находятся в возрасте от 10 до 20 лет. Новые автобусы, младше трех лет, составляют всего 7,8 тысячи единиц, что составляет лишь 7,4% от общего числа автобусов. Этот показатель снизился на 0,7% по сравнению с прошлым годом, несмотря на наличие автобусных производственных предприятий, таких как QazTehna в Сарани, «СемАЗ» в Семее и Hyundai Trans Almaty в Алматы.
Таким образом, на 1 сентября текущего года общий процент автобусов, старше 10 лет, составил 74,4%, что является более высоким показателем, чем в прошлом году. Интересно, что именно старший автопарк обеспечил новый рекорд по количеству автобусов. Из 22,5 тысяч автобусов, зарегистрированных в этом году, почти половина (12,1 тысяч) уже служит более 20 лет, а еще 5,8 тысяч автобусов находятся в возрасте от 10 до 20 лет.
В прошлом году, в феврале, вступил в силу закон, вносящий изменения в ряд законодательных актов Казахстана, связанных с дорожным движением. Согласно этому закону, автобусы, которым больше 10 лет, больше не могут быть зарегистрированы впервые. Это означает, что ввоз использованных автобусов, которые уже более 10 лет в эксплуатации, теперь запрещен. Основная часть сделок на рынке происходит именно с такими автобусами. Например, в августе текущего года 51,9% зарегистрированных в стране автобусов были старше 10 лет, в то время как только 7,6% были относительно новыми.
Одной из основных проблем для регулярного обновления автопарка является отсутствие инвестиций. По всему миру государственные субсидии часто поддерживают городские пассажирские перевозки, поскольку это важный социальный бизнес, который часто не приносит прибыли. В Казахстане ситуация аналогична: там также приняты законы, согласно которым транспортные компании должны получать субсидии из бюджета для обслуживания социально значимых маршрутов. Однако, согласно данным сенатора Евгения Больгерта, бюджетные средства получают только автопарки некоторых регионов, в то время как проблемы с получением субсидий частные перевозчики испытывают гораздо чаще.
В прошлом году местные исполнительные органы выделили 113 млрд тенге, причем большую часть из них получили Алматы — 55 млрд и Шымкент — 15 млрд. Один из депутатов отметил на заседании сената, что некоторые регионы активно используют субсидии, в то время как другие либо не используют их вообще, либо используют недостаточно. Он также обратился с просьбой к премьер-министру страны о создании долгосрочной основы для предоставления субсидий в обмен на обязательство перевозчиков обновлять свои автопарки с использованием отечественной техники.
Сектор пассажирских автобусных перевозок испытывал трудности в последние несколько лет, как показывают финансовые показатели. С 2018 года доходы от перевозки пассажиров автобусами ежегодно снижались, а в год пандемии они катастрофически упали на 33,5%. Восстановление началось в 2021-2022 годах, но оно было медленным, и только к концу прошлого года доходы перевозчиков достигли уровня 2017 года. Однако высокий уровень инфляции и значительное повышение цен на топливо делают доходы за эти периоды несопоставимыми.