Устаревшей считается треть автобусного парка Казахстана

В Казахстане наблюдается рост автобусного парка, но более трети машин уже старше 20 лет, что является проблемой для безопасности и экологии. Одной из главных причин такой ситуации является недостаток инвестиций в обновление транспортных предприятий. Об этом сообщает Bizmedia.kz.

Более трети автобусного парка Казахстана остаётся устаревшей

В автобусном парке Казахстана был зафиксирован новый рекорд — на данный момент в нем насчитывается более 105,5 тысяч автобусов. Это на 27,2% больше, чем в начале сентября 2022 года.

Этот рост является продолжением тенденции увеличения парка, которую мы наблюдаем уже второй год подряд, после сокращения его размеров в период с 2018 по 2021 год. Однако, несмотря на это, доля электробусов в общем парке составляет всего лишь 32 единицы, большинство из которых находятся в Астане и Алматы, а по одному — в Туркестанской области и Шымкенте.

Важно отметить, что большая часть автобусного парка Казахстана является довольно старой. 35,9% автобусов (37,9 тысяч) уже превысили возраст в 20 лет, а еще 40,4 тысячи (38,3%) находятся в возрасте от 10 до 20 лет. Новые автобусы, младше трех лет, составляют всего 7,8 тысячи единиц, что составляет лишь 7,4% от общего числа автобусов. Этот показатель снизился на 0,7% по сравнению с прошлым годом, несмотря на наличие автобусных производственных предприятий, таких как QazTehna в Сарани, «СемАЗ» в Семее и Hyundai Trans Almaty в Алматы.

Таким образом, на 1 сентября текущего года общий процент автобусов, старше 10 лет, составил 74,4%, что является более высоким показателем, чем в прошлом году. Интересно, что именно старший автопарк обеспечил новый рекорд по количеству автобусов. Из 22,5 тысяч автобусов, зарегистрированных в этом году, почти половина (12,1 тысяч) уже служит более 20 лет, а еще 5,8 тысяч автобусов находятся в возрасте от 10 до 20 лет.

В прошлом году, в феврале, вступил в силу закон, вносящий изменения в ряд законодательных актов Казахстана, связанных с дорожным движением. Согласно этому закону, автобусы, которым больше 10 лет, больше не могут быть зарегистрированы впервые. Это означает, что ввоз использованных автобусов, которые уже более 10 лет в эксплуатации, теперь запрещен. Основная часть сделок на рынке происходит именно с такими автобусами. Например, в августе текущего года 51,9% зарегистрированных в стране автобусов были старше 10 лет, в то время как только 7,6% были относительно новыми.

Одной из основных проблем для регулярного обновления автопарка является отсутствие инвестиций. По всему миру государственные субсидии часто поддерживают городские пассажирские перевозки, поскольку это важный социальный бизнес, который часто не приносит прибыли. В Казахстане ситуация аналогична: там также приняты законы, согласно которым транспортные компании должны получать субсидии из бюджета для обслуживания социально значимых маршрутов. Однако, согласно данным сенатора Евгения Больгерта, бюджетные средства получают только автопарки некоторых регионов, в то время как проблемы с получением субсидий частные перевозчики испытывают гораздо чаще.

В прошлом году местные исполнительные органы выделили 113 млрд тенге, причем большую часть из них получили Алматы — 55 млрд и Шымкент — 15 млрд. Один из депутатов отметил на заседании сената, что некоторые регионы активно используют субсидии, в то время как другие либо не используют их вообще, либо используют недостаточно. Он также обратился с просьбой к премьер-министру страны о создании долгосрочной основы для предоставления субсидий в обмен на обязательство перевозчиков обновлять свои автопарки с использованием отечественной техники.

Сектор пассажирских автобусных перевозок испытывал трудности в последние несколько лет, как показывают финансовые показатели. С 2018 года доходы от перевозки пассажиров автобусами ежегодно снижались, а в год пандемии они катастрофически упали на 33,5%. Восстановление началось в 2021-2022 годах, но оно было медленным, и только к концу прошлого года доходы перевозчиков достигли уровня 2017 года. Однако высокий уровень инфляции и значительное повышение цен на топливо делают доходы за эти периоды несопоставимыми.

Эксперт оценивает ущерб от массовой гибели тюленей на Каспии в 1,5 млрд тенге
24 ноября 2024 в 15:41
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
Истребительная авиация Казахстане проведет учебные полеты над столицей
23 ноября 2024 в 17:40
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Казахстан и Россия обсудили устранение торговых барьеров
23 ноября 2024 в 15:18
На Казахстан надвигается сибирский антициклон с морозами до 20 градусов
22 ноября 2024 в 13:46
Ложное сообщение о минировании подняло тревогу в Талгарском районе
23 ноября 2024 в 13:36
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
В Казахстане пересмотрят приказы Минобороны
23 ноября 2024 в 12:58
Билеты на встречу «Астана» с «Челси» поступили в продажу
24 ноября 2024 в 14:06
Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
22 ноября 2024 в 21:09
В Алматы ночью произошёл пожар в частном секторе: горели дом, баня и гараж
24 ноября 2024 в 11:57
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
22 ноября 2024 в 21:03
Солдат срочной службы покончил с собой в Актобе
24 ноября 2024 в 12:41
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Денежный код. Как привлечь деньги в свою жизнь
14 июля 2022 в 09:45
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Где в Казахстане самые дешевые квартиры в 2024 году?
24 ноября 2024 в 16:46
СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
22 ноября 2024 в 16:09
Сколько дней отдыха у казахстанцев в предстоящем декабре
20 ноября 2024 в 11:30
Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии
22 ноября 2024 в 16:08
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14