К 1 сентября 2023 года, по сравнению с началом года, Нурбанк отставал от банковского рынка по росту активов, ссудного портфеля и его качеству, объему прибыли и росту собственного капитала, опережал рынок по росту вкладов населения и был на равных с рынком по росту вкладов компаний. Похоже, банку стоит уже сейчас готовиться к реализации кредитных рисков за счет списания имеющихся ожидаемо невозвратных кредитов, анализирует Bizmedia.kz.
Четвертый среди 21 банка по доле безнадёжных кредитов
Активы Нурбанка на 1 сентября, по данным Национального банка Казахстана, по сравнению с началом 2023 года, снизились на 15 млрд или на 3% до 454 млрд в противовес активам банковского сектора, которые к началу сентября, по сравнению с началом 2023 года, выросли на 5% до 46,7 трлн тенге.
Ссудный портфель Нурбанка снизился незначительно, на 440 млн до 269,9 млрд, но ссудный портфель банковского сектора на начало сентября, по сравнению с началом 2023 года, вырос – на 11% до 26,8 трлн тенге. А вот безнадёжные кредиты или кредиты с просрочкой свыше 90 дней Нурбанка выросли значительно, на 7 млрд. Их доля в ссудном портфеле выросла на 2,6% до 7,5%, по сравнению со средними 3,4% по сектору. То есть, здесь все однозначно – качество ссудного портфеля ухудшилось. По доле безнадёжных кредитов в ссудном портфеле Нурбанк – четвертый, после ВТБ (Казахстан), Жусан банка и Береке банка, в банковском секторе страны.
Среди вероятных причин отстающей от рынка динамики ссудной задолженности в Нурбанке -фактор негативной динамики основного источника фондирования, а именно — привлеченных средств населения, отпадает. Остается фактор существенной «загруженности» капитала доходными активами под риском. Однако поддерживать среднерыночные темпы роста доходных активов под риском текущая капитализация Нурбанка не позволяет. У банка — ограниченные возможности по генерации капитала в силу не самой высокой рентабельности, на что влияет структура операционных расходов. Впрочем, позиции банка по достаточности капитала устойчивы. Однако провизии банку пришлось нарастить на более чем 5 млрд.
Депозиты физлиц, то сокращаясь, то вырастая с начала года, с мая стали расти уверенно и достигли к первому сентября 168 млрд тенге, то есть по сравнению с 1 января 2023 года, они выросли на 11%. Вклады физлиц в банковском секторе Казахстана также выросли: с 16,9 трлн до 18,1 трлн тенге, то есть, на 7%. Так что, рост вкладов физлиц Нурбанка опережал рост в секторе.
Депозиты юрлиц снизились за 8 мес. 2023 года на 5% до 157 млрд. Депозиты юрлиц банковского сектора за январь-август 2023 года просели почти на 5% до 13,97 трлн и здесь банк идет «голова в голову» с банковским сектором Казахстана.
Прибыль Нурбанка на 1 сентября, по сравнению с прибылью на 1 января, сократилась на 18% до 4,9 млрд. Чистая прибыль банковского сектора за январь-август 2023 года сократилась на 3% до 1,4 трлн тенге, так что здесь Нурбанк от средних показателей по сектору отстает нещадно.
Собственный капитал по балансу вырос на 6% до 53 млрд, но собственный капитал сектора вырос за то же время на 17%. Так что здесь – тоже провал.
До возврата господдержки выплата дивидендов не лигитимна
В прошлом году дела в банке, если судить по отчетности, шли неплохо, но ведь «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
За 2022 год активы банка, согласно его финансовой отчетности на Казахстанской фондовой бирже, увеличились на 1,6% до 465 млрд, денежные средства снизились с 213 млрд до 188 млрд тенге. Кредиты, выданные клиентам, выросли на 13% до 242 млрд. Собственный капитал вырос на 9% до 47 млрд, чистый доход вырос более чем в два раза, с 2 млрд до 5,7 млрд.
В структуре ссудного портфеля банка кредиты юрлицам за 2022 год выросли на 11% до 249 млрд тенге, физлицам — на 6% до 42 млрд, а всего кредиты, выданные клиентам выросли на 10%, до 292 млрд. Резерв под обесценение составил 50 млрд. Нетто кредиты, выданные клиентам выросли на 12,6% до 242 млрд тенге. В обязательствах банка в 2022 году средства и ссуды банков и финорганизаций сократились на 42% до 6 млрд тенге, текущие счета и депозиты клиентов снизились на 0,6% до 338,6 млрд, обязательства в целом сократились на 0,8% до 418 млрд, прибыль за год выросла на 180,7% до 5,7 млрд тенге.
На 31 декабря 2022 года в банке насчитывалось 1 625 работников: 1 077 женщин и 548 мужчин, указывается в отчетности.
Дивиденды Нурбанка по простым акциям за последние три года по решениям годового общего собрания акционеров не начислялись и не выплачивались, чистый доход банка не распределялся и направлялся на спецсчет, указывается в отчетности. Дивиденды по «префам» составляют 1 тыс. тенге на акцию, в 2022 году выплачено 225,7 млн тенге.
На 1 января 2023 года общее количество объявленных простых акций банка – 133,7 млн штук, объявленных привилегированных акций – 300 тыс. штук. Размещено 13 494 766 простых и 225 876 привилегированных акций банка, из них выкуплено 698 простых и 181 привилегированная акция.
За 2022 год совету директоров было выплачено вознаграждение в размере 123,3 млн тенге, правлению банка — 119,6 млн тенге. Правление банка и совет директоров банка состоят, каждый, из четырёх человек. При этом, председатель правления банка Гульнара Мусатаева, не входит в совет директоров.
Дивиденды Нурбанка по простым акциям не выплачивались последние три года, скорее из-за того, что, как недавно сообщал Bizmedia.kz, Нурбанк все еще сохраняет на балансе господдержку по программе финансовой устойчивости банковского сектора, участником которой стал в марте 2020 года. Также, по словам главы агентства РК по регулированию и развитию финансовых рынков, Мадины Абылкасымой, «чтобы обеспечить возврат господдержки, мы в прошлом году приняли законодательные поправки. А в этом году был запущен механизм, стимулирующий досрочный возврат господдержки для банков. Если же банки хотят выплатить дивиденды, то они обязаны вернуть досрочный возврат господдержки».
Обжёгшись на молоке, дуют на воду
Финансисты считаются консервативными людьми, но все банки сейчас вынуждены внедрять технологические разработки, чтобы сократить время на актуализацию персональных данных клиентов, упрощения и ускорения управленческих решений: создания онлайн-отчетности, формирования аналитики в режиме реального времени. Естественно, что Нурбанк, с учетом попадания в 2020 году в программу финансовой устойчивости банковского сектора от Нацбанка, консервативно подходит к оценке рисков, но иногда этот консерватизм становится излишне жестким, просто шокирует.
Недавно АО «Нурбанк» блокировал, по сообщениям казахстанских СМИ, счет Общественного объединения «Эхо» из-за нахождения НПО в реестре лиц, получающих деньги и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства и из-за того, что в 2022 году Казахстан подписал Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Счет был разблокирован позднее, при этом банк запросил у «Эхо» документы, подтверждающие расходование денежных средств, обналиченных с 24 января по 23 августа 2023 года.
Если российский гражданин не под санкциями вдруг решит перечислить деньги за какой-нибудь товар или даже на свой банковский счет, который находится в другой стране, допустим, в Казахстане, то казахстанский банк может спокойно отказать в проведении этих трансакций. Для него такой перевод будет иметь повышенный риск. Ему нужно будет собрать целое досье на эту трансакцию и на клиента, что она действительно никак не связана с терроризмом, и по этой сделке отчитаться своему регулятору. В 90% случаев банку проще отказать в проведении этой операции, чем заниматься дополнительной работой, потому что он на таком переводе, скорее всего, заработает меньше, говорят эксперты.
С мая 2023 года «Нурбанк» прекратил сотрудничество с российскими банками-корреспондентами: ПАО «Банк Санкт-Петербург» и ПАО «Банк УралСиб», против которых в феврале 2023 года ввел санкции Минфин США, а затем и Великобритания. Основными акционерами ПАО «Банк Санкт-Петербург» являлись его топ-менеджеры: председатель правления Александр Савельев — 26,82% голосов, ЕБРР принадлежало 5,08% голосующих акций, группе East Capital — 3,84%. Основной бенефициар ПАО «Банк УралСиб» с долей 82% — Людмила Коган.
Стал собственником – уступи доходное место
В ходе обзора бросаются в глаза изменения в гендерной политике корпораций Казахстана — если раньше на некоторых позициях компании отдавали предпочтение мужчинам, то теперь — женщинам. Тренд в финансах наиболее выражен в банковской и страховой сферах. Председатели правления восьми из 12 казахстанских, не иностранных банков, в Казахстане — женщины. А там, где председатель правления мужчина, как правило, есть его заместитель – женщина. Акционеры, очевидно, ценят женскую рациональность и осторожность. Впрочем, эта тенденция актуальна не только для Казахстана, но и для всей Азии, не говоря о Европе. Даже на пост главы турецкого ЦБ в июне 2023 года впервые назначена женщина.
В конце 2015 года председателем правления АО «Нурбанк» был назначен Эльдар Сарсенов. В апреле 2016 года сменился конечный бенефициар АО «Нурбанк» с долей 84,45% – через ТОО «JP Finance Group» им стал Рашит Сарсенов.
На конец 2019 года активы Нурбанка составили 424,22 млрд тенге, собственный капитал – 68,95 млрд. За год банк заработал 3,67 млрд тенге, но на конец 2020 года активы Нурбанка составили 427,75 млрд тенге, собственный капитал снизился на 41% до 40,9 млрд, банк получил убыток в размере 48,3 млрд тенге.
В сентябре 2021 года агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АРРФР) выдало Эльдару Сарсенову согласие на приобретение статуса крупного участника АО «Нурбанк», что давало право приобрести 100% доли участия в ТОО «JP Finance Group», и соответственно косвенно приобрести 87,87% к числу размещенных и голосующих акций банка. С этого момента Сарсенов должен был оставить пост предправления Нурбанка.
На конец 2021 года активы Нурбанка выросли на 8% до 462,7 млрд тенге, собственный капитал — на 10% до 45,2 млрд тенге, чистая прибыль — 2,1 млрд тенге. Председателем правления стала Гульнара Мусатаева.
Людмила Валентинова