Эксперт пояснил высокую стоимость билетов казахстанских авиаперевозчиков

Директор центра Экономического исследовательского института Ерлан Каримов развернуто пояснил, почему в Казахстане такие высокие цены на авиабилеты и из чего она складывается, сообщает Bizmedia.kz.

Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

В Казахстане национальные авиакомпании подвергаются критике из-за высоких цен и низкого качества услуг. В сентябре 2023 года депутаты Мажилиса выразили недовольство ценовой политикой лоукостера «FlyArystan» и призвали к снижению тарифов и отделению компании от ее материнской структуры — «Air Astana».

В настоящее время в стране действует шесть авиакомпаний: «Air Astana», «FlyArystan» (филиал «Air Astana»), «SCAT», «Qazaq Air», «Южное небо» и «Жетісу», осуществляющие регулярные коммерческие перевозки. Внутренние авиарейсы выполняются по 61 направлению с частотой 694 рейсов в неделю, а международные авиасообщения охватывают 118 маршрутов с 583 рейсами в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропорты обслужили 21,1 миллиона пассажиров и перевезли 24,5 тысячи тонн грузов. 13 аэропортов работают в режиме «открытого неба», предоставляя «пятую степень свободы воздуха» на тех направлениях, где отсутствуют казахстанские авиакомпании. Из 21 регионального аэропорта 18 соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астаны и Алматы относятся к категориям IIIA и IIIB, а аэропорт Атырау — к категории II, а аэропорты других городов — к категории I.

Правительство Казахстана владеет 12 региональными аэропортами, а 9 находятся в частном или доверительном управлении. В Казахстане авиакомпании самостоятельно устанавливают тарифы на авиабилеты, так как государство не регулирует их ценообразование. Тем не менее, казахстанские авиакомпании используют динамическую систему ценообразования, которая определяется спросом на авиамаршруты и заполняемостью рейсов. Цены снижаются при низком спросе на билеты и повышаются при его увеличении.

Для проведения сравнительного анализа цен мы выбрали две лоукостер-компании: «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые выполняют рейсы на схожие расстояния (в пределах страны и в соседние страны) и за схожий период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).

Не смотря на то, что стоимость международных рейсов казахстанской бюджетной авиакомпании выросла на 20%, внутренние авиабилеты остаются относительно доступными. Одной из причин более низких цен на внутренние рейсы в Казахстане может быть использование «FlyArystan» — бюджетной компании, входящей в структуру «Air Astana». Это позволяет снизить расходы, обеспечивает унифицированный учет и субсидирование некоторых маршрутов. Предложение о разделении компаний, возможно, не приведет к снижению цен на билеты. Основные причины «высоких» цен на авиабилеты в Казахстане включают:

Для решения проблемы с высокими ценами на авиабилеты в Казахстане предлагаются следующие меры:

Распределение пассажирских и грузовых потоков по маршрутам аэропортов Казахстана характеризуется неравномерностью в регионах. Из 21 действующего аэропорта в стране, более половины всех авиаперевозок осуществляется через два крупнейших аэропорта — Алматы и Астана. Это приводит к тому, что региональные аэропорты не могут полностью реализовать свой транзитный потенциал.

Путем технической модернизации региональных аэропортов и решения проблемы с дефицитом авиационного керосина можно сократить время и стоимость авиабилетов, способствуя развитию внутренней и международной конкуренции. В противном случае, международные и внутренние рейсы будут постепенно сокращаться, что повлечет за собой увеличение цен на билеты и повышение рисков для безопасности пассажиров.

В помощь девочке, пострадавшей в ДТП, передан сертификат на четырехкомнатную квартиру
9 июня 2025 в 21:35
Что заставляет нас стареть? Ученые назвали главного виновника
6 июня 2025 в 21:45
В Алматы осужден руководитель отдела городского Управления занятости и социальных программ
9 июня 2025 в 21:12
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
На двух улицах в Алматы временно ограничат проезд для замены трубопровода
9 июня 2025 в 20:49
В Атырау открылся культурный центр «Atyrau Creative Hub»
8 июня 2025 в 15:53
На 52 млн тенге обманули мошенники казахстанцев через площадку объявлений
9 июня 2025 в 20:27
Сколько стоит мясо в Казахстане накануне Курбан айта
5 июня 2025 в 10:41
МИД: Как ситуация в Гарварде отразится на студентах из Казахстана
9 июня 2025 в 19:58
Более 4 млрд кубов воды спасают природу Северного Казахстана
6 июня 2025 в 10:37
Почему Казахстан не может победить инфляцию? Экономист объяснил, в чем корень проблемы
9 июня 2025 в 19:55
Почему мы не можем лечь спать вовремя? Психологи нашли ответ
6 июня 2025 в 19:33
Глава государства озвучил приоритетные задачи перед высшим командованием армии Казахстана
9 июня 2025 в 19:33
Из Караганды запущен прямой международный рейс в Стамбул
4 июня 2025 в 17:04
Қазақстанда баға өсіп, инфляция шектелмей жатыр: Мамандар себебін түсіндіреді
9 июня 2025 в 18:52
Пожизненно лишен водительских прав житель области Жетiсу
7 июня 2025 в 11:50
Новые правила въезда в Россию: безвизовый режим сохраняется
9 июня 2025 в 18:44
Как акимат Астаны помог девочке, потерявшей в ДТП обе ноги
6 июня 2025 в 17:35
МИД РК не считает нужным эвакуировать казахстанцев из Лос-Анджелеса
9 июня 2025 в 18:11
Лидер Rammstein Тилль Линдеманн выступит в Алматы
3 июня 2025 в 17:01
43 миллиона тенге вернули бизнесу: прокуратура области Абай решила проблему
9 июня 2025 в 17:52
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12
Ипотекалық кредиттер бойынша жылдық тиімді сыйақы мөлшерлемесі 25% -дан 20% -ға дейін төмендетіледі
9 июня 2025 в 17:38
Завод по производству автокомпонентов строится в Костанайской области
7 июня 2025 в 16:33