Эксперт пояснил высокую стоимость билетов казахстанских авиаперевозчиков

Директор центра Экономического исследовательского института Ерлан Каримов развернуто пояснил, почему в Казахстане такие высокие цены на авиабилеты и из чего она складывается, сообщает Bizmedia.kz.

Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

В Казахстане национальные авиакомпании подвергаются критике из-за высоких цен и низкого качества услуг. В сентябре 2023 года депутаты Мажилиса выразили недовольство ценовой политикой лоукостера «FlyArystan» и призвали к снижению тарифов и отделению компании от ее материнской структуры — «Air Astana».

В настоящее время в стране действует шесть авиакомпаний: «Air Astana», «FlyArystan» (филиал «Air Astana»), «SCAT», «Qazaq Air», «Южное небо» и «Жетісу», осуществляющие регулярные коммерческие перевозки. Внутренние авиарейсы выполняются по 61 направлению с частотой 694 рейсов в неделю, а международные авиасообщения охватывают 118 маршрутов с 583 рейсами в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропорты обслужили 21,1 миллиона пассажиров и перевезли 24,5 тысячи тонн грузов. 13 аэропортов работают в режиме «открытого неба», предоставляя «пятую степень свободы воздуха» на тех направлениях, где отсутствуют казахстанские авиакомпании. Из 21 регионального аэропорта 18 соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астаны и Алматы относятся к категориям IIIA и IIIB, а аэропорт Атырау — к категории II, а аэропорты других городов — к категории I.

Правительство Казахстана владеет 12 региональными аэропортами, а 9 находятся в частном или доверительном управлении. В Казахстане авиакомпании самостоятельно устанавливают тарифы на авиабилеты, так как государство не регулирует их ценообразование. Тем не менее, казахстанские авиакомпании используют динамическую систему ценообразования, которая определяется спросом на авиамаршруты и заполняемостью рейсов. Цены снижаются при низком спросе на билеты и повышаются при его увеличении.

Для проведения сравнительного анализа цен мы выбрали две лоукостер-компании: «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые выполняют рейсы на схожие расстояния (в пределах страны и в соседние страны) и за схожий период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).

Не смотря на то, что стоимость международных рейсов казахстанской бюджетной авиакомпании выросла на 20%, внутренние авиабилеты остаются относительно доступными. Одной из причин более низких цен на внутренние рейсы в Казахстане может быть использование «FlyArystan» — бюджетной компании, входящей в структуру «Air Astana». Это позволяет снизить расходы, обеспечивает унифицированный учет и субсидирование некоторых маршрутов. Предложение о разделении компаний, возможно, не приведет к снижению цен на билеты. Основные причины «высоких» цен на авиабилеты в Казахстане включают:

Для решения проблемы с высокими ценами на авиабилеты в Казахстане предлагаются следующие меры:

Распределение пассажирских и грузовых потоков по маршрутам аэропортов Казахстана характеризуется неравномерностью в регионах. Из 21 действующего аэропорта в стране, более половины всех авиаперевозок осуществляется через два крупнейших аэропорта — Алматы и Астана. Это приводит к тому, что региональные аэропорты не могут полностью реализовать свой транзитный потенциал.

Путем технической модернизации региональных аэропортов и решения проблемы с дефицитом авиационного керосина можно сократить время и стоимость авиабилетов, способствуя развитию внутренней и международной конкуренции. В противном случае, международные и внутренние рейсы будут постепенно сокращаться, что повлечет за собой увеличение цен на билеты и повышение рисков для безопасности пассажиров.

Погода в Казахстане: 15 мая ожидается жара без осадков
15 мая 2025 в 08:53
Три дня подряд отдохнут казахстанцы на Курбан айт
12 мая 2025 в 10:19
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 15 мая
15 мая 2025 в 08:26
Прокуратурой Алматинской области пресечена деятельность по незаконному контракту
12 мая 2025 в 16:54
Ұлттық қордағы өсім 606 миллиард теңгеге артып, 33,49 триллионға жетті
14 мая 2025 в 22:18
Взяточничество на границе: в Костанайской области осудили инспекторов
12 мая 2025 в 11:57
Внесены изменения и дополнения в законопроект о гражданской защите
14 мая 2025 в 22:12
Home Credit Bank с 9 мая повысил ставки по двум депозитам
12 мая 2025 в 11:40
Үкіметтің экономикалық блогы 2026 жылғы 1 қаңтардан бастап, жылжымайтын мүлік нарығына қатысты 2 маңызды шартты өзгертіп жатыр
14 мая 2025 в 21:43
Депозит «AQYL» в Отбасы банке с 12 мая: что нужно знать и важные детали
12 мая 2025 в 15:21
Вызовы бизнесу в I квартале 2025 года: налоги и высокая конкуренция
14 мая 2025 в 21:34
В Алматы за апрель зарегистрировано 2 600 нарушений ПДД мопедистами
2 мая 2025 в 17:12
Жасанды ұлттық интелект платформасы құрылады
14 мая 2025 в 20:55
Дороговизну молодого казахстанского картофеля объяснили в МСХ
13 мая 2025 в 13:41
В Мажилисе предложили сделать 1 июня выходным днем
14 мая 2025 в 20:45
Евразийский банк изменяет ставки в одном из своем депозитов
13 мая 2025 в 09:33
Экономикалық өсімге әсер еткен факторлар айтылып жатыр
14 мая 2025 в 20:24
Почему одни дети начинают ходить раньше других — ответ нашли ученые
13 мая 2025 в 13:14
Айдос Укибай: Информация о смерти Сары Назарбаевой не соответствует действительности
14 мая 2025 в 20:17
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 14 мая
14 мая 2025 в 08:20
Үкіметте жанар-жағармай материалдарын тұрақты жеткізу мәселесі талқыланып, жаңартылған ақпаратты апта сайын Энергетика министрлігіне ұсынуды тапсырылды
14 мая 2025 в 19:18
Прокуратура Кызылорды восстановила права лиц с инвалидностью
13 мая 2025 в 12:45
Qazstat: на 32,8% увеличилось количество сделок по купле-продаже жилья в апреле
14 мая 2025 в 18:59
Kaspi отмечает снижение спроса на телефоны
13 мая 2025 в 12:24