Эксперт пояснил высокую стоимость билетов казахстанских авиаперевозчиков

Директор центра Экономического исследовательского института Ерлан Каримов развернуто пояснил, почему в Казахстане такие высокие цены на авиабилеты и из чего она складывается, сообщает Bizmedia.kz.

Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

В Казахстане национальные авиакомпании подвергаются критике из-за высоких цен и низкого качества услуг. В сентябре 2023 года депутаты Мажилиса выразили недовольство ценовой политикой лоукостера «FlyArystan» и призвали к снижению тарифов и отделению компании от ее материнской структуры — «Air Astana».

В настоящее время в стране действует шесть авиакомпаний: «Air Astana», «FlyArystan» (филиал «Air Astana»), «SCAT», «Qazaq Air», «Южное небо» и «Жетісу», осуществляющие регулярные коммерческие перевозки. Внутренние авиарейсы выполняются по 61 направлению с частотой 694 рейсов в неделю, а международные авиасообщения охватывают 118 маршрутов с 583 рейсами в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропорты обслужили 21,1 миллиона пассажиров и перевезли 24,5 тысячи тонн грузов. 13 аэропортов работают в режиме «открытого неба», предоставляя «пятую степень свободы воздуха» на тех направлениях, где отсутствуют казахстанские авиакомпании. Из 21 регионального аэропорта 18 соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астаны и Алматы относятся к категориям IIIA и IIIB, а аэропорт Атырау — к категории II, а аэропорты других городов — к категории I.

Правительство Казахстана владеет 12 региональными аэропортами, а 9 находятся в частном или доверительном управлении. В Казахстане авиакомпании самостоятельно устанавливают тарифы на авиабилеты, так как государство не регулирует их ценообразование. Тем не менее, казахстанские авиакомпании используют динамическую систему ценообразования, которая определяется спросом на авиамаршруты и заполняемостью рейсов. Цены снижаются при низком спросе на билеты и повышаются при его увеличении.

Для проведения сравнительного анализа цен мы выбрали две лоукостер-компании: «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые выполняют рейсы на схожие расстояния (в пределах страны и в соседние страны) и за схожий период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).

Не смотря на то, что стоимость международных рейсов казахстанской бюджетной авиакомпании выросла на 20%, внутренние авиабилеты остаются относительно доступными. Одной из причин более низких цен на внутренние рейсы в Казахстане может быть использование «FlyArystan» — бюджетной компании, входящей в структуру «Air Astana». Это позволяет снизить расходы, обеспечивает унифицированный учет и субсидирование некоторых маршрутов. Предложение о разделении компаний, возможно, не приведет к снижению цен на билеты. Основные причины «высоких» цен на авиабилеты в Казахстане включают:

Для решения проблемы с высокими ценами на авиабилеты в Казахстане предлагаются следующие меры:

Распределение пассажирских и грузовых потоков по маршрутам аэропортов Казахстана характеризуется неравномерностью в регионах. Из 21 действующего аэропорта в стране, более половины всех авиаперевозок осуществляется через два крупнейших аэропорта — Алматы и Астана. Это приводит к тому, что региональные аэропорты не могут полностью реализовать свой транзитный потенциал.

Путем технической модернизации региональных аэропортов и решения проблемы с дефицитом авиационного керосина можно сократить время и стоимость авиабилетов, способствуя развитию внутренней и международной конкуренции. В противном случае, международные и внутренние рейсы будут постепенно сокращаться, что повлечет за собой увеличение цен на билеты и повышение рисков для безопасности пассажиров.

Ұлттық банк пен ҚНДРА неден қателесті
5 июля 2025 в 11:31
Новые тарифы на воду в Казахстане: Первые результаты
1 июля 2025 в 13:37
В Атырауской области расследуют гибель двух подростков
5 июля 2025 в 11:29
Казахстанцев ждут длинные выходные в июле
1 июля 2025 в 15:26
Актуальные курсы валют в Астане, Алматы и Шымкенте на 5 июля
5 июля 2025 в 11:12
Одна цена для всех: Kaspi установил новую комиссию за переводы на карты других банков
1 июля 2025 в 14:26
Токаев поздравил президента Алжира с Днём независимости
5 июля 2025 в 10:06
То, что нам говорили с детства, оказалось мифом: правда о купании после еды
1 июля 2025 в 13:14
Новые правила кредитования обсуждают в РК
5 июля 2025 в 09:49
Цены на картофель выросли почти вдвое
1 июля 2025 в 17:27
В США обсуждались возможности реализации стратегических проектов в Казахстане
4 июля 2025 в 21:58
Почти полмиллиона казахстанцев проверили, подвергались ли их персональные данные утечке
1 июля 2025 в 13:00
К концу 2025 года ожидается полное подключение к сервисам мобильных и межбанковских QR-платежей
4 июля 2025 в 21:33
Высокая ставка: Евразийский банк предлагает казахстанцам заработать на вкладе
2 июля 2025 в 15:23
Запускается спецавтобус между аэропортом Ушарала и поселком Акши на Алаколе
4 июля 2025 в 20:59
Прощай, eGov.kz? Казахстан готовит замену главному порталу госуслуг
30 июня 2025 в 10:54
Минцифры тестирует ИИ-агента по получению госуслуг
4 июля 2025 в 20:29
Доходов не хватает даже на еду: в Казахстане растет число крайне бедных семей
3 июля 2025 в 10:07
В Карагандинской области ожидается повышение цен на проезд в автобусе
4 июля 2025 в 19:54
Проезд через границу Казахстана может стать платным
30 июня 2025 в 09:39
По подозрению в совершении преступления задержан бывший руководитель Национального бюро по противодействию коррупции
4 июля 2025 в 19:25
Банки Казахстана продолжают наращивать объемы кредитования населения
1 июля 2025 в 19:37
Кассационные суды: что изменилось
4 июля 2025 в 18:57
Цена доллара к тенге: официальный курс на 4 июля
3 июля 2025 в 15:41