Эксперт пояснил высокую стоимость билетов казахстанских авиаперевозчиков

Директор центра Экономического исследовательского института Ерлан Каримов развернуто пояснил, почему в Казахстане такие высокие цены на авиабилеты и из чего она складывается, сообщает Bizmedia.kz.

Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

В Казахстане национальные авиакомпании подвергаются критике из-за высоких цен и низкого качества услуг. В сентябре 2023 года депутаты Мажилиса выразили недовольство ценовой политикой лоукостера «FlyArystan» и призвали к снижению тарифов и отделению компании от ее материнской структуры — «Air Astana».

В настоящее время в стране действует шесть авиакомпаний: «Air Astana», «FlyArystan» (филиал «Air Astana»), «SCAT», «Qazaq Air», «Южное небо» и «Жетісу», осуществляющие регулярные коммерческие перевозки. Внутренние авиарейсы выполняются по 61 направлению с частотой 694 рейсов в неделю, а международные авиасообщения охватывают 118 маршрутов с 583 рейсами в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропорты обслужили 21,1 миллиона пассажиров и перевезли 24,5 тысячи тонн грузов. 13 аэропортов работают в режиме «открытого неба», предоставляя «пятую степень свободы воздуха» на тех направлениях, где отсутствуют казахстанские авиакомпании. Из 21 регионального аэропорта 18 соответствуют стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Аэропорты Астаны и Алматы относятся к категориям IIIA и IIIB, а аэропорт Атырау — к категории II, а аэропорты других городов — к категории I.

Правительство Казахстана владеет 12 региональными аэропортами, а 9 находятся в частном или доверительном управлении. В Казахстане авиакомпании самостоятельно устанавливают тарифы на авиабилеты, так как государство не регулирует их ценообразование. Тем не менее, казахстанские авиакомпании используют динамическую систему ценообразования, которая определяется спросом на авиамаршруты и заполняемостью рейсов. Цены снижаются при низком спросе на билеты и повышаются при его увеличении.

Для проведения сравнительного анализа цен мы выбрали две лоукостер-компании: «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые выполняют рейсы на схожие расстояния (в пределах страны и в соседние страны) и за схожий период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).

Не смотря на то, что стоимость международных рейсов казахстанской бюджетной авиакомпании выросла на 20%, внутренние авиабилеты остаются относительно доступными. Одной из причин более низких цен на внутренние рейсы в Казахстане может быть использование «FlyArystan» — бюджетной компании, входящей в структуру «Air Astana». Это позволяет снизить расходы, обеспечивает унифицированный учет и субсидирование некоторых маршрутов. Предложение о разделении компаний, возможно, не приведет к снижению цен на билеты. Основные причины «высоких» цен на авиабилеты в Казахстане включают:

Для решения проблемы с высокими ценами на авиабилеты в Казахстане предлагаются следующие меры:

Распределение пассажирских и грузовых потоков по маршрутам аэропортов Казахстана характеризуется неравномерностью в регионах. Из 21 действующего аэропорта в стране, более половины всех авиаперевозок осуществляется через два крупнейших аэропорта — Алматы и Астана. Это приводит к тому, что региональные аэропорты не могут полностью реализовать свой транзитный потенциал.

Путем технической модернизации региональных аэропортов и решения проблемы с дефицитом авиационного керосина можно сократить время и стоимость авиабилетов, способствуя развитию внутренней и международной конкуренции. В противном случае, международные и внутренние рейсы будут постепенно сокращаться, что повлечет за собой увеличение цен на билеты и повышение рисков для безопасности пассажиров.

Петицию с требованием закрыть представительство USAID запустили в Казахстане
11 февраля 2025 в 22:00
В Казахстане с 24 марта вводят черный список смартфонов
10 февраля 2025 в 22:42
В Нацбанке Казахстана сделали заявление о предварительной оценке внешнего долга
11 февраля 2025 в 21:13
Как изменятся страховки для водителей авто в Казахстане с 7 апреля 2025 года
9 февраля 2025 в 16:02
Нацбанк Казахстана изменил метод расчета медианы инфляционных ожиданий населения
11 февраля 2025 в 19:55
В торговых домах Алматы начали предупреждать о мошенниках
8 февраля 2025 в 14:44
Алтынның әлемдік бағасы алғаш рет бір унция үшін 2960 доллардан асып түсті
11 февраля 2025 в 19:50
Разница в 148 тысяч тенге: средняя зарплата по информации Numbeo и Бюро нацстатистики
10 февраля 2025 в 16:18
В АРРФР не дали ответ на вопрос о том, подавал ли Вячеслав Ким заявку на покупку Jusan Bank
11 февраля 2025 в 19:16
Какая зарплата у премьер-министра Казахстана?
7 февраля 2025 в 10:00
Райффайзенбанк стал номинальным держателем акций KASE
11 февраля 2025 в 18:10
Halyk Bank объявил о повышении комиссии на переводы по номеру телефона
5 февраля 2025 в 09:24
Топ-5 осенних фестивалей в Казахстане: как не пропустить главные события сезона
11 февраля 2025 в 18:02
Как изменились тарифы нотариусов в Казахстане: новые цены
9 февраля 2025 в 15:44
Почему важно избегать незначительных расходов? Смысл найден в словах Бенджамина Франклина
11 февраля 2025 в 17:50
К 1 февраля 2025 года ЕНПФ перевел казахстанцам по программе «Нацфонд — детям» 6,30 млн долларов
10 февраля 2025 в 11:24
Цена — 13,5 млн тенге: недостроенный ТРЦ «Сити Палас» продают в Астане
11 февраля 2025 в 17:42
Вторичное жилье в Казахстане дорожает быстрее нового
10 февраля 2025 в 16:57
12 февраля сервисы Нурбанка и Евразийского банка временно не будут работать
11 февраля 2025 в 17:03
Правительство предложило общую ставку НДС в 16%
10 февраля 2025 в 20:59
Стало известно, как обстоят дела с демографической ситуацией в Казахстане
11 февраля 2025 в 17:00
Автоэксперты: Из-за удорожания горючего казахстанцы пересядут в малолитражные автомобили
7 февраля 2025 в 11:43
Информацию о бактериях в курице из Казахстана опровергли в Минсельхозе
11 февраля 2025 в 16:42
Финансовый взлёт. Два знака зодиака разбогатеют в феврале 2025 — готовьте кошельки
7 февраля 2025 в 15:57