Энергетические компании, хедж-фонды и трейдеры сырьевых товаров все больше используют финансовые инструменты, позволяющие делать ставки на погоду. Они стремятся защитить себя от экстремальных климатических явлений на планете или извлечь из них прибыль, передает Bizmedia.kz.
На Чикагской товарной бирже средний открытый интерес по погодным фьючерсам и опционам за период с января по сентябрь значительно вырос. Он был в четыре раза выше, чем годом ранее, и в 12 раз выше, чем в 2019 году. Объем торгов также увеличился в четыре раза.
Погодные деривативы появились в конце 1990-х годов. Рынок расширился, привлекая спекулянтов, благодаря американской энергетической компании Enron. Они искали активы, связанные с погодой, оторванные от более широких финансовых рынков. Однако после финансового кризиса 2007-2008 гг. рынок сократился.
В настоящее время участники рынка надеются, что рост будет более устойчивым. Изменение климата и опасения по поводу поставок энергоносителей заставляют такие компании, как крупные коммунальные предприятия, защищать себя с помощью контрактов.
«Согласно Питеру Киви, руководителю глобального отдела энергетических и экологических продуктов CME Group, существует общее мнение о все более частом возникновении экстремальных (погодных) явлений.
Они стали главной движущей силой изменения климата и погодного феномена Эль-Ниньо. Данные Службы изменения климата Европейского союза свидетельствуют о том, что лето 2023 года в Северном полушарии стало самым жарким в истории наблюдений. Этот год характеризовался постоянными экстремальными погодными условиями, вызывающими разрушительные наводнения и лесные пожары во всем мире.
Погодные деривативы предоставляют возможность покупателям защитить свой бизнес от рисков, связанных с погодными условиями. В отличие от страхования, где необходимо доказывать понесенные убытки, выплаты по погодным деривативам производятся на основе индексов. Они могут отслеживать температуру воздуха в Париже или количество осадков в Нью-Йорке.
Типичная сделка с погодным деривативом представляет собой приобретение контракта с температурной индексацией энергетической компанией для защиты от риска теплой зимы, что может привести к снижению продаж природного газа. Если погода в этот период будет выше средней, стоимость контракта возрастет, и в результате будет выплачено вознаграждение.»
Операторы горнолыжных курортов могут застраховаться от риска недостаточного количества снега, а музыкальные фестивали – от осадков. Обычно в таких сделках участвуют крупные перестраховочные компании или крупные хедж-фонды, такие как Citadel, принадлежащий американскому инвестору-миллиардеру Кеннету Гриффину.
«Если вы можете измерить и оценить это в долларах, мы, по сути, можем предложить вам продукт», – говорит Ник Эрнст, опытный специалист в этой области, которого в июле наняла брокерская компания BGC Group для запуска отдела по работе с погодными деривативами.
По словам Эрнста, интерес к таким продуктам подогрели военные действия на Украине и последующий энергетический кризис, а также американские и европейские нормативные акты, требующие от компаний осознавать свою уязвимость перед изменением климата.
Мэтью Хант, руководитель отдела электроэнергетики компании Statkraft в Великобритании, специализирующейся на возобновляемых источниках энергии, считает, что военные действия на Украине показали, насколько хрупкими могут быть поставки энергоносителей. Он отмечает, что использует «действительно полезные» деривативы для смягчения риска недостатка ветровой энергии в сети.
РАСТУЩИЕ БОЛИ
Рынок погодных деривативов остается относительно малым по сравнению с рынками сырьевых товаров. Средний открытый интерес по фьючерсным и опционным контрактам CME на погоду в сентябре составил около 170 тыс. контрактов, что примерно в 10 раз больше, чем по сырой нефти. Однако, участники рынка считают, что 90% погодных деривативов торгуется вне биржи.
Согласно профессору Сэмюэлу Рэндаллсу из Университетского колледжа Лондона, экстремальные погодные явления могут быть хорошим маркетинговым инструментом для погодных фьючерсов. Однако, они имеют ограниченное применение в защите от изменения климата, не смягчая долгосрочные изменения, которые могут негативно повлиять на предприятия.
Проблема рынка погодных деривативов, согласно Дэвиду Уайтхеду из компании Speedwell Climate, заключается в нехватке информированности людей о существовании таких продуктов. Многие не знают об их существовании, поэтому растущий рынок возобновляемых источников энергии стал для них благом.
Уайтхед также отмечает, что если раньше людей волновало, сколько нефти добывается из-под земли, то сейчас все больше людей интересуются количеством ветра и солнца.
Однако, профессор Рэндаллс оценивает потенциал роста рынка погодных деривативов скептически. Он считает, что нужно убедить бизнес в необходимости этой деятельности, чтобы рынок смог развиваться и привлекать больше компаний и трейдеров.
Ограничением рынка погодных деривативов является невозможность инвестировать в погодные индексы так же, как в нефть или другие фьючерсы. Это делает рынок менее привлекательным для спекуляций. Однако, хедж-фонды и другие институты начинают снова проявлять интерес к этой области. Компания Citadel становится все более важным игроком.
Мартина Малиноу, основатель и генеральный директор компании Parameter Climate, отмечает, что такие фирмы рассматривают себя как хранилище рисков, подобное страховой или перестраховочной компании. Это свидетельствует о более функциональном рынке, на котором присутствуют разнообразные игроки, включая Citadel, способные выполнять различные роли.