По проекту постановления АРРФР, планируется внести изменения в требования к консервационному буферу капитала банков с начала 2024 года. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Согласно предложению, с 1 января 2024 года размер консервационного буфера для несистемных банков может возрасти с 2% до 2,5%. Эта мера направлена на перераспределение ликвидности финансовых институтов в сторону кредитования бизнеса и ужесточение политики выплат дивидендов.
Для таких институтов, уровни буфера могут быть следующими:
- Коэффициент достаточности основного капитала (k1) — 8%.
- Коэффициент достаточности капитала первого уровня (k1-2) — 9%.
- Коэффициент достаточности собственного капитала (k2) — 10,5%.
Кроме того, с целью улучшения критериев связанности в пруденциальном нормативе «максимальный размер риска на одного заемщика К3», предлагается исключить из рассмотрения косвенные факторы, не связанные с экономической зависимостью и контролем. Таким образом, из параметров, учитываемых при оценке риска для группы, включающей двух или более заемщиков, предлагается исключить аффилированные юридические лица, участвующие в сделке как сторона или посредник.
В дополнение к этому, для определения максимального риска на одного заемщика, предлагается включить информацию о металлических счетах. Банки должны учитывать требования, связанные с риск-ориентированным управлением капиталом при открытии металлических счетов.
Тем временем, предлагается исключить из расчета риска кредиты по сделкам секьюритизации с компанией «Фонд стрессовых активов» в связи с его реорганизацией.
В контексте ситуации на рынке, связанной с геополитическими событиями и снижением доли внешнего финансирования в банковском секторе, предлагается исключить обязательства по корреспондентским счетам банков-нерезидентов Казахстана из расчета k7.
Кроме того, для стимулирования кредитования, предлагается включать ссуды с обеспечением в виде гарантий банков-нерезидентов с рейтингом не ниже «А-», сумма которых покрывает не менее 50% суммы указанных займов в расчет активов банка, подлежащих взвешиванию по степени кредитного риска.
В дополнение к этому, регулятор предлагает включить зерновые расписки с гарантией субъектов квазигосударственного сектора в категорию твердых залогов, при условии соответствия определенным требованиям, включая наличие гарантии юридического лица, долю акций которого прямо или косвенно контролирует государство или национальный холдинг, или наличие страхового договора с рейтингом не ниже «ВВ+», с перестраховкой в международных перестраховочных организациях с рейтингом не ниже «В-».
Расписки также не должны иметь срок хранения, превышающий срок хранения зерна, и хлебоприемное предприятие, выпустившее расписку, должно соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом в сфере агропромышленного комплекса (АПК) для деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок.
Эти предложения вписываются в контекст послания Президента Касым-Жомарта Токаева, в котором он подчеркнул необходимость создания более выгодных регулятивных и фискальных условий для кредитования бизнеса по сравнению с другими банковскими операциями.