Чиновники Федеральной резервной системы США, рассматривающие возможность подавления инфляции без рецессии, проводят встречи на этой неделе в условиях забастовки автопроизводителей, возможного прекращения работы федерального правительства и сокращения расходов потребителей на выплату студенческих кредитов. Все это создает новые риски для достижения желаемого результата, передает Bizmedia.kz.
В пятницу объединенные рабочие автопрома начали забастовку против трех крупнейших автопроизводителей, в которой участвовали около 13 000 работников трех заводов, и число участников может продолжать расти. Федеральные власти имеют срок до 30 сентября для заключения соглашения, так как истекает срок действия разрешения на расходование средств.
В противном случае, федеральные учреждения вынуждены будут прекратить работу, а переговоры осложняются действиями республиканцев в Конгрессе. Выплаты по студенческим кредитам возобновятся в октябре после трехлетнего перерыва, вызванного пандемией COVID-19.
Хотя ни одно из этих решений, вероятно, не изменит взглядов политиков на краткосрочные риски и не заставит их сконцентрироваться на подавлении все еще высокой инфляции, длительные проблемы в автомобильной промышленности и федеральных ведомствах могут привести к непредсказуемым последствиям.
Возможным результатом могут быть снижение потребительских расходов и возможный рост цен на автомобили, что затруднит борьбу Федеральной резервной системы с инфляцией и негативно скажется на деловом и потребительском доверии, что может стать причиной различия между «мягкой посадкой» и экономическим спадом.
В октябре миллионы потребителей столкнутся с возобновлением выплат по студенческим кредитам, что отнимет их внимание от других расходов. Экономисты Goldman Sachs уточнили свой прогноз, предупреждая о возможной «яме» в четвертом квартале, которая может снизить рост ВВП на более чем 1 процентный пункт.
Согласно оценкам Goldman Sachs, темпы роста экономики останутся на уровне 1,3% годовых. Однако сумма, которую они прогнозируют, показывает более чем 1% роста, чем ожидали чиновники Федеральной резервной системы в июне, а также превышает многие частные прогнозы.
Винсент Рейнхарт, главный экономист Dreyfus и Mellon, бывший руководитель отдела денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы, отмечает, что в условиях продолжающегося агрессивного повышения процентных ставок, ужесточения кредитования со стороны банков и иссякания сбережений у потребителей после пандемии, даже небольшие потрясения могут нанести ущерб экономике.
Рейнхарт также указывает на дополнительный риск, связанный с сокращением баланса Федеральной резервной системы, который может привести к неожиданному ужесточению финансовых условий.
«Рецессия возникает из-за уязвимости экономики. Если вы находитесь в позднем цикле ужесточения, ставка по фондам является ограничительной, а буферы уже отработаны, то вы становитесь более уязвимыми», — говорит Рейнхарт. «Год назад нам не приходилось думать о таких событиях».
С учетом ожидания, что Федеральная резервная система оставит учетную ставку на уровне от 5,25% до 5,5% на заседании 19-20 сентября, любые появляющиеся риски могут изменить характер и формулировку заседания.
В настоящее время центральные банкиры не дают конкретных указаний о предстоящих решениях. Вероятно, повышение ставок, начатое в марте 2022 года в связи с высокой инфляцией, подходит к концу. Однако, они не могут с уверенностью сказать, достигли ли ставки своего пика или когда они могут быть снижены. Противоречивые мнения относительно дальнейших шагов играют свою роль.
За последние месяцы экономические данные в целом работали в пользу ФРС: инфляция снижалась, несмотря на то, что экономика продолжала расти быстрее обычного и создавала много рабочих мест.
Однако проблемы в двух ключевых секторах экономики — автомобильной промышленности и государственных служащих, которые могут забастовать — негативно влияют на рост и уверенность в будущем. Отсутствие согласия на обоих фронтах может привести к длительным спорам.
Аналитики предупреждают, что в данной ситуации последствия забастовок могут быть особенно разрушительными. Из-за пандемии автомобильные цепочки поставок все еще находятся в хаосе, а рабочие будут стремиться вернуть потерянные позиции из-за инфляции, которая сопровождалась рекордными прибылями в отрасли.
Продление забастовки может привести к сокращению производства автомобилей на треть, а также к снижению темпов роста на 0,7 процентного пункта во всей экономике во время ее длительного существования. Это представляет значительные последствия для экономики, где годовой рост оценивается примерно в 1,8%.
Хотя некоторые правительственные простои были краткосрочными, последний, произошедший в конце 2018 — начале 2019 года, продолжался пять недель, в результате чего ВВП уменьшился на 0,2 процентных пункта в неделю и годовой выпуск сократился на 1%.
Прогнозирование динамики сложно — такие события часто приводят к замедлению роста в одном периоде, а затем к его восстановлению по мере получения компенсаций и повышения заработной платы работниками.
Доклад Бюджетного управления Конгресса США о последнем простое правительства не выявил долгосрочных последствий. Однако сложно предсказать точки перелома, когда домохозяйства и предприятия одновременно начинают сокращать свои расходы. По мнению некоторых экономистов, возобновление выплат по студенческим кредитам для десятков миллионов заемщиков уже может повлиять на их поведение.
Этой неделей Ян Шепердсон и Киран Клэнси из Pantheon Macroeconomics отметили, что резкий рост выплат Министерству образования США совпал с уменьшением числа запросов в Интернете на «билеты на самолет», «бронирование столиков в ресторанах» и «новые автомобили», а также с снижением числа авиапассажиров, при этом другие достоверные данные не указывают на улучшение ситуации в ближайшем будущем.
Хотя розничные продажи в августе превзошли ожидания, это в основном связано с ростом цен на бензин. Остальные виды продаж лишь незначительно выросли на 0,2%. По словам Рейнхарта, даже если экономика впадет в спад, ФРС не будет принимать спасательные меры, пока борьба с инфляцией не будет завершена. Это может дополнительно оказать давление на компании и семьи с высокими процентными ставками.