В медицинском бизнес-сообществе вызывает серьезную тревогу проект приказа, разработанный Минздравом и Фондом социального медицинского страхования, который предусматривает изменения в процедуре закупки медицинских услуг, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на НПП «Атамекен».
Что ответили в ФСМС на критику от частных медцентров?
Три нововведения вызывают особую озабоченность у предпринимателей, так как они могут негативно сказаться на доступности медицинских услуг для населения и стать значительными преградами для развития частного сектора здравоохранения.
Вот эти изменения:
- Установление минимального количества населения, прикрепленного к новым учреждениям первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в размере 10 000 человек, чтобы иметь возможность закупать услуги в рамках ГОБМП/ОСМС;
- Введение обязательного условия наличия прикрепленного населения для закупки услуг дневных стационаров в рамках ГОБМП/ОСМС;
- Установка максимального ограничения объема консультативно-диагностических услуг, которые могут быть переданы организациями ПМСП на совместное выполнение (60% от общей суммы договора для районов, 50% от общей суммы договора для городов, 30% от общей суммы договора для областей).
Предприниматели выразили свое несогласие с установлением порога в 10 000 прикрепленных населения для новых учреждений ПМСП в качестве условия для возможности закупки услуг и обратились к государственным органам с просьбой объяснить причины выбора такой цифры.
«Почему исключают моногорода из процесса разделения? В Аркалыке живет всего 25 тысяч человек. Наша клиника обслуживает примерно пять тысяч из них. Мы не сможем учесть 10 тысяч человек. Даже за 2-3 года это нереально. Такие правила уничтожат частный медицинский сектор в моногородах. Давайте возьмем город Есиль в Акмолинской области в качестве примера: мы планировали открыть там ПМСП, но там всего 8 тысяч жителей. Получается, что новые ПМСП не смогут открыться там согласно новым требованиям Минздрава, а действующие ПМСП не смогут принять на учет 10 тысяч людей за 2-3 года. Итак, получается, что в моногороде с 8 тысячами жителей через два года не будет ПМСП? Это так? Как жители будут получать амбулаторную помощь, как будет развиваться конкуренция? Почему моногорода не учитываются при расчетах? Почему все сгрудили в одну кучу?», — задается вопросом Сабит Абдикадирулы, основатель одного из медицинских центров.
Исполнительный директор Национальной Ассоциации «Primary Health Care» Инна Стратулат отмечает, что нововведение приведет к увеличению масштабов и расширению существующих организаций ПМСП. В результате нововведений будет разрушена текущая инфраструктура здравоохранения, так как исчезнут врачебные амбулатории и малые центры ПМСП.
«В крупных городах Республики, таких как Алматы, Астана и Шымкент, где конкуренция яркая, существует множество частных поставщиков услуг. Однако большинство из них обслуживают менее 10 тысяч жителей, что далеко от минимального уровня в 2 тысячи. Остается открытым вопрос о том, как увеличить их масштаб. Даже за год невозможно увеличить количество обслуживаемого населения с двух до десяти тысяч. Это требует не только свободного выбора, но и перераспределения населения со стороны здравоохранения. Я серьезно сомневаюсь в способности государственных структур перераспределить свои территории через указы в здравоохранении, поскольку никому не выгодно перераспределять население в частный сектор», — подчеркнула оратор во время онлайн-дискуссии о возможных изменениях на платформе Нацпалаты «Атамекен».
Кроме того, она отметила, что увеличение медицинских учреждений потребует создания дополнительных ресурсов, включая финансы и кадры. В настоящее время же поставщики не могут позволить себе это из-за ограниченных финансовых возможностей и имеющегося пространства.
Вопрос о необходимости обязательного присоединения населения для получения услуг дневных стационаров в рамках ГОБМП/ОСМС был активно обсужден предпринимателями. Это требование обязывает пациента получать медицинские услуги исключительно в месте прикрепления, вне зависимости от его личных предпочтений, уровня предоставляемых услуг и их доступности. Такая практика создает проблемы для частного медицинского бизнеса и затрудняет доступ к стационарной замещающей помощи. Дневные стационары становятся зависимыми от первичной медико-санитарной помощи, которые, несмотря на высокую загрузку и нехватку мест, не стремятся направлять пациентов в сторонние дневные стационары, чтобы защитить свои финансовые интересы.
Согласно проекту законов о закупках, дневные стационары, не обслуживающие прикрепленное население, будут исключены из системы ГОБМП/ОСМС. Это затронет около 239 медицинских организаций. Такое изменение повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку для организаций первичного медицинского и санитарного обслуживания (ПМСП), которые придется создавать свои собственные дневные стационары для обслуживания пациентов. Если будет установлен лимит на объем КДУ-услуг, передаваемых на совместное исполнение, то это приведет к дополнительным финансовым издержкам для ПМСП, которые уже испытывают финансовые трудности и имеют долги перед кредиторами. В результате предлагаемых Минздравом РК и Фондом социального медицинского страхования нововведений доступность медицинской помощи снизится, конкуренция будет ограничена, а принцип «врач у дома» может быть нарушен. По этим причинам НПП выступает против предложений Минздрава РК и предлагает рассмотреть эти вопросы на уровне заместителя премьер-министра РК.
«Фонд социального медицинского страхования не является платформой для коммерческой деятельности. Наша главная цель — развитие медицинского сектора в стране. Вопросы, связанные с бизнес-затратами, не входят в нашу компетенцию. Мы стремимся поддерживать и улучшать систему здравоохранения. Все предложения следует рассматривать с этой позиции», — Айдар Нуралиев, заместитель председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования».