Современный образ жизни, постоянный водоворот дел и разнообразные жизненные ситуации могут позволить забыть о решении важных задач. Предположим, что вашего банка лишили лицензии, но по каким-либо обстоятельствам вы не успели вовремя подать заявление и получить возмещение за ваш вклад. Как следует поступить в такой ситуации и имеет ли вкладчик шанс получить возмещение? На эти вопросы подготовил ответ Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД), сообщает Bizmedia.kz.
Итак, что представляют собой «уважительные причины» и какие события к ним относятся?
Перечень «уважительных причин» определен в Законе о гарантировании депозитов и является полным:
- Вступление на военную службу;
- Нахождение за пределами Республики Казахстан;
- Оформление получения наследства и другие случаи, связанные с наследованием или открытием наследства;
- Нахождение в местах лишения свободы;
- Другие обстоятельства, установленные судебным решением.
Каждое из вышеперечисленных событий должно быть документально подтверждено.
Какие документы могут подтвердить наличие «уважительной причины»?
- При поступлении на военную службу — документы военного учета или доказательства о прохождении военной службы во время выплат, выданные военными органами управления Министерства обороны Казахстана;
- Если находились за пределами страны — паспорт с записью о пересечении границы и (или) другие документы, подтверждающие нахождение за границей во время выплат;
- Если в период выплат заявитель принял наследство от вкладчика или имеются другие причины, связанные с получением или открытием наследства — свидетельство о смерти вкладчика, свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию и (или) другие документы, подтверждающие наследование или открытие наследства, включая судебные решения;
- При нахождении в местах лишения свободы — судебный приговор, вступивший в законную силу, и документ о выполнении наказания в местах лишения свободы;
- В случае других обстоятельств, установленных судом — решение суда, имеющее законную силу, с установлением фактов, которые препятствовали вкладчику обратиться за выплатой гарантированной компенсации в течение всего срока выплат. Для получения такого решения вкладчику необходимо обратиться в суд в соответствии с гражданским процессуальным порядком с требованием установить, что существовали обстоятельства, мешающие подаче заявления на выплату гарантированной компенсации в течение всего срока выплат.
Следует отметить, что ко всем документам, подтверждающим указанные выше обстоятельства, предъявляется одно важное требование — доказательство непрерывности события, которое препятствовало вкладчику обращаться за компенсацией в течение срока выплат, который составляет 1 год с даты лишения банка лицензии.
Как оформить заявление на получение компенсации при наличии «уважительной причины»?
На официальном сайте Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД) вы найдете специальную форму заявления. Вам нужно будет распечатать эту форму, заполнить ее собственноручно и приложить к ней документы, подтверждающие наличие уважительной причины и другие необходимые документы (если таковые имеются) для подтверждения права на возмещение.
После этого набор документов следует предоставить лично в КФГД по одному из следующих адресов:
- г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 3 этаж;
- г. Астана, Z01А5АF2, ул. М. Габдуллина, 18, 1 этаж, н.п.№ 5.
Также вы можете отправить документы по почте на адреса КФГД в Алматы и Астане (указанные выше). В этом случае необходимо нотариально заверить подпись в заявлении.
Сколько времени занимает рассмотрение заявления и как осуществляется выплата?
КФГД обрабатывает заявления в течение 5 рабочих дней с момента их получения вместе с соответствующими документами. Этот период требуется для того, чтобы осуществить выплату гарантированной компенсации на банковский счет вкладчика, указанный в заявлении, или для того, чтобы отказать в выплате.
В каких случаях отказывается в выплате компенсации по «уважительной причине»?
КФГД может отказать в выплате гарантированной компенсации в случае неправильного оформления или отсутствия необходимых документов:
- заявление на выплату заполнено некорректно или неполностью (несоответствие данных документам, отсутствие данных, связанных с уважительной причиной, подписи и так далее);
- документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Казахстан (не соответствуют установленным формам);
- представленные документы не подтверждают наличие уважительной причины, которая препятствовала вкладчику обратиться за возмещением в течение всего срока выплаты (например, вкладчик обращается за выплатой наследства до завершения срока выплат по банку);
- не предоставлены документы, подтверждающие обстоятельство, которое препятствовало обращению вкладчика за возмещением в течение всего срока выплаты или предоставлены неполностью.
Каждая ситуация рассматривается КФГД индивидуально, и в случае отказа вкладчику предоставляется письменное уведомление с полной информацией о причине отказа и рекомендациями по устранению обнаруженных недостатков.
Что делать, если отказано в выплате компенсации по «уважительной причине»?
Если у вас есть все необходимо оформленные документы, подтверждающие обстоятельство, которое препятствовало обращению за компенсацией в течение всего срока выплаты, вы имеете право повторно подать заявление на выплату. Вы можете обратиться в КФГД неограниченное количество раз.
Может ли клиент-вкладчик запросить выплату компенсации по «уважительной причине», если его денежные средства были переведены в ЕНПФ?
Да, он может это сделать. В этом случае ему следует предоставить заявление и необходимые документы для подтверждения уважительной причины. КФГД направит уведомление в ЕНПФ, после чего ЕНПФ вернет перечисленные средства в КФГД, оставляя остаток пенсионных накоплений на пенсионном счете вкладчика для учета добровольных пенсионных взносов.
Стоит отметить, что законодательством о социальной защите предусмотрено начисление инвестиционного дохода на добровольные пенсионные взносы. Следовательно, вкладчик может выбрать получение компенсации в виде пенсионных выплат, включая начисленные инвестиционные доходы, согласно установленным законодательством о социальной защите порядку и срокам.
Однако, если вкладчик планирует получить средства через КФГД и сумма его пенсионных накоплений на пенсионном счете, сформированная из невостребованной компенсации, окажется меньше из-за финансовой ситуации на рынке, КФГД при наличии уважительной причины может выплатить сумму в полном объеме из специального резерва.
В какой период клиент-вкладчик может подать заявление на компенсацию по уважительной причине?
- До полного завершения процесса ликвидации банка (до даты внесения информации о принудительной ликвидации в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров);
- или
- До получения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ на основе добровольных пенсионных взносов в соответствии с законодательством о социальной защите (если сумма невостребованной компенсации была переведена в ЕНПФ).
Как можно получить ответы на вопросы по компенсации после истечения срока выплаты?
По всем вопросам, связанным с выплатой компенсации, вы можете обратиться по бесплатному номеру колл-центра 1460 или написать на info@kdif.kz или в Telegram-чат @kdif_ask.
Также сотрудники КФГД помогут вам правильно оформить заявление по уважительной причине и предоставят консультацию по необходимой документации в офисах КФГД или по номеру 8 (727) 312 24 49.
Помните, что предварительная консультация с КФГД по вашему вопросу перед подачей заявления поможет вам сэкономить время, избежать ненужных затрат и уменьшить риски отказа из-за ошибок в документах.
Важно напомнить, что в 2022 году КФГД завершил выплаты возмещения клиентам-вкладчикам 9 ликвидируемых банков (Валют-Транзит Банк, Казинвестбанк, Delta Bank, Qazaq Banki, Эксимбанк Казахстан, Банк Астаны, Tengri Bank, AsiaCredit Bank, Capital Bank Kazakhstan). По истечении срока выплат, невостребованные суммы компенсации были перечислены в ЕНПФ на пенсионные счета в качестве добровольных пенсионных взносов. Клиенты имеют право вновь запросить свои средства. Воспользоваться этой возможностью могут депозиторы, которые не смогли своевременно обратиться за компенсацией по уважительной причине или чьи средства не были перечислены в ЕНПФ.
Читайте также:
- Зарина Есбулатова: Казахстан будет продолжать курс на модернизацию, ориентируясь на улучшение жизненного уровня граждан
- 17 ноября на большей части Казахстане не будет осадков
- В Казахстане запретят продажи 43 вида продукции
- Умерла актриса Светлана Светличная
- Олжас Бектенов провел встречу с участниками чемпионата WorldSkills Kazakhstan