Один из основных рынков сбыта бензина в Европе сократился, что угрожает европейским нефтеперерабатывающим предприятиям. Это произошло после того, как Нигерия отменила субсидии на топливо, что привело к сокращению значительной части внутреннего спроса в стране и регионального рынка контрабандного топлива, передает Bizmedia.kz.
Северная Америка и Западная Африка (WAF) с Нигерией во главе исторически были двумя основными направлениями экспорта бензина из Европы. Европейские страны производят больше бензина, чем используют, поэтому их нефтеперерабатывающим предприятиям важен экспорт для поддержания прибыли.
Устойчивое снижение прибыли европейских нефтеперерабатывающих компаний в последние годы, вызванное ростом конкуренции со стороны Ближнего Востока, США и Азии, теперь сменилось опасениями по поводу нехватки топлива. Это привело к росту прибыли после вторжения России на Украину. По данным Refinitiv Eikon, на сегодняшний день базовая прибыль на бензин в северо-западной Европе держится на уровне около $27 за баррель.
Этот рост прибыли поддерживается спросом со стороны Северной Америки, нехваткой высококачественных смесей и перебоями, вызванными низким уровнем воды в материковой части страны, а также перебоями в работе местных нефтеперерабатывающих заводов.
Однако аналитики считают, что сокращение потоков после потрясений в Нигерии усилит давление на европейские нефтеперерабатывающие предприятия, и новые нефтеперерабатывающие заводы на Ближнем Востоке, скорее всего, выиграют от этой ситуации.
В конце мая президент Нигерии Бола Тинубу отменил популярную, но дорогостоящую субсидию на топливо, которая в прошлом году обошлась правительству в 10 млрд. долларов. В ответ на это спрос на бензин упал на 28%, согласно официальным данным.
По словам Джереми Паркера из консалтинговой компании CITAC, специализирующейся на энергетическом рынке Африки, запасы бензина на суше в Нигерии выросли до 960 тыс. тонн с 613 тыс. тонн в среднем за период с января по июнь, что свидетельствует о падении спроса.
Между тем, черный рынок контрабандного субсидированного нигерийского топлива в Того и соседних Бенине и Камеруне рухнул, что еще больше снизило спрос на поставки через Нигерию.
Достоверных данных о том, сколько топлива нелегально вывозилось из Нигерии в период действия режима субсидирования, нет, но сравнение оценок, полученных из официальных и независимых источников, показывает, что более трети бензина могло ежедневно покидать склады государственной нефтяной компании NNPC и нелегально продаваться за рубежом.
С упразднением субсидий исчезает финансовый стимул для контрабанды.
Согласно данным Refinitiv Eikon, среднемесячный импорт бензина из стран Западной Африки (WAF) во втором квартале сократился на 56% по сравнению с первым.
«Ключевым моментом является то, что спрос со стороны Западной Африки иссякает», — сказал ведущий аналитик по нефти в Refinitiv, Радж Раджендран.
По данным Refinitiv, объем загрузки из узла Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) в Западную Африку в июне составил 629 тыс. тонн, в сравнении с 895 тыс. тоннами в прошлом году и 1,2 млн. тоннами в 2021 году.
В июле текущего года объем загрузки снизился до 627 тыс. тонн, сравнимо с 1,5 млн. тоннами в прошлом году и 1,4 млн. тоннами в 2021 году.
Экспорт из ARA в США, напротив, вырос и достиг в июле этого года 695 тыс. тонн, в сравнении с 449 тыс. тоннами в прошлом году, хотя и снизился по сравнению с 791 тыс. тоннами в 2021 году.
По данным Insights Global, запасы бензина в узле Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) в сезонном исчислении превышают уровень, зафиксированный как минимум с 2003 года. Это произошло из-за того, что экспорт из США не полностью компенсировал снижение экспорта из региона Западная Африка (WAF).
Нигерия, крупнейший производитель сырой нефти в Африке, сталкивается с серьезной проблемой нехватки собственных нефтеперерабатывающих мощностей и в значительной степени зависит от импорта.
Однако импорт становится все менее доступным из-за ослабления нигерийской национальной валюты, найры, которая достигла рекордно низкого уровня после отмены валютных ограничений в июне. При этом уровень инфляции остается близким к двадцатилетним максимумам.
Огромный нефтеперерабатывающий завод Dangote, строительство которого было отложено на долгое время, планировался для решения проблемы дефицита предложения на внутреннем рынке. Однако, согласно оценкам CITAC, полное производство нефти в объеме 650 тыс. баррелей в день, скорее всего, начнется не раньше второго квартала 2025 года.
Аналитики предполагают, что спрос может не восстановиться полностью. «Спрос на баррели, поставляемые в регион WAF, в настоящее время может быть ниже из-за снижения субсидирования. Возможно, произойдет базовое снижение спроса», — заявил аналитик рынка бензина Sparta Commodities, Филипп Джонс-Люкс.
В качестве альтернативных поставок, более дешевых и, следовательно, более приемлемых для нигерийских покупателей, Джонс-Люкс указывает на импорт из стран Персидского залива и России. Он отмечает, что объемы этих поставок пока еще небольшие, но значительные.
По оценкам Sparta, топливо из стран Персидского залива стоит примерно на $35-$50 за тонну дешевле, чем импорт из узла Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA). Этот разрыв в ценах примерно втрое выше, чем на прошлой неделе, что может привести к увеличению объемов поставок ближневосточного топлива в Западную Африку.
Начиная с января, наблюдается увеличение прямых поставок российского бензина в Западную Африку. Несмотря на рост объемов, которые в текущем году составляют около 800 тыс. тонн, данные Refinitiv Eikon показывают, что российские поставки пока еще не занимают значительную долю рынка по сравнению с европейскими нефтепереработчиками. Главной причиной этого является расширение традиционного рынка Восточной Африки ближневосточными нефтеперерабатывающими заводами, которые теперь активно поставляют топливо в Западную Африку и даже в Северную Америку.