Один из основных рынков сбыта бензина в Европе сократился, что угрожает европейским нефтеперерабатывающим предприятиям. Это произошло после того, как Нигерия отменила субсидии на топливо, что привело к сокращению значительной части внутреннего спроса в стране и регионального рынка контрабандного топлива, передает Bizmedia.kz.
![Фото: Reuters](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/07/end-of-nigerian-fuel-subsidy-set-to-squeeze-europes-refiners-1024x721.jpg)
Северная Америка и Западная Африка (WAF) с Нигерией во главе исторически были двумя основными направлениями экспорта бензина из Европы. Европейские страны производят больше бензина, чем используют, поэтому их нефтеперерабатывающим предприятиям важен экспорт для поддержания прибыли.
![Reuters Graphics](https://graphics.reuters.com/WESTAFRICA-GASOLINE/myvmgnanrvr/chart_eikon.jpg)
Устойчивое снижение прибыли европейских нефтеперерабатывающих компаний в последние годы, вызванное ростом конкуренции со стороны Ближнего Востока, США и Азии, теперь сменилось опасениями по поводу нехватки топлива. Это привело к росту прибыли после вторжения России на Украину. По данным Refinitiv Eikon, на сегодняшний день базовая прибыль на бензин в северо-западной Европе держится на уровне около $27 за баррель.
Этот рост прибыли поддерживается спросом со стороны Северной Америки, нехваткой высококачественных смесей и перебоями, вызванными низким уровнем воды в материковой части страны, а также перебоями в работе местных нефтеперерабатывающих заводов.
Однако аналитики считают, что сокращение потоков после потрясений в Нигерии усилит давление на европейские нефтеперерабатывающие предприятия, и новые нефтеперерабатывающие заводы на Ближнем Востоке, скорее всего, выиграют от этой ситуации.
В конце мая президент Нигерии Бола Тинубу отменил популярную, но дорогостоящую субсидию на топливо, которая в прошлом году обошлась правительству в 10 млрд. долларов. В ответ на это спрос на бензин упал на 28%, согласно официальным данным.
По словам Джереми Паркера из консалтинговой компании CITAC, специализирующейся на энергетическом рынке Африки, запасы бензина на суше в Нигерии выросли до 960 тыс. тонн с 613 тыс. тонн в среднем за период с января по июнь, что свидетельствует о падении спроса.
Между тем, черный рынок контрабандного субсидированного нигерийского топлива в Того и соседних Бенине и Камеруне рухнул, что еще больше снизило спрос на поставки через Нигерию.
Достоверных данных о том, сколько топлива нелегально вывозилось из Нигерии в период действия режима субсидирования, нет, но сравнение оценок, полученных из официальных и независимых источников, показывает, что более трети бензина могло ежедневно покидать склады государственной нефтяной компании NNPC и нелегально продаваться за рубежом.
С упразднением субсидий исчезает финансовый стимул для контрабанды.
Согласно данным Refinitiv Eikon, среднемесячный импорт бензина из стран Западной Африки (WAF) во втором квартале сократился на 56% по сравнению с первым.
«Ключевым моментом является то, что спрос со стороны Западной Африки иссякает», — сказал ведущий аналитик по нефти в Refinitiv, Радж Раджендран.
По данным Refinitiv, объем загрузки из узла Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) в Западную Африку в июне составил 629 тыс. тонн, в сравнении с 895 тыс. тоннами в прошлом году и 1,2 млн. тоннами в 2021 году.
В июле текущего года объем загрузки снизился до 627 тыс. тонн, сравнимо с 1,5 млн. тоннами в прошлом году и 1,4 млн. тоннами в 2021 году.
Экспорт из ARA в США, напротив, вырос и достиг в июле этого года 695 тыс. тонн, в сравнении с 449 тыс. тоннами в прошлом году, хотя и снизился по сравнению с 791 тыс. тоннами в 2021 году.
![Reuters Graphics](https://graphics.reuters.com/WESTAFRICA-GASOLINE/gdpzwynbwvw/chart.png)
По данным Insights Global, запасы бензина в узле Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) в сезонном исчислении превышают уровень, зафиксированный как минимум с 2003 года. Это произошло из-за того, что экспорт из США не полностью компенсировал снижение экспорта из региона Западная Африка (WAF).
Нигерия, крупнейший производитель сырой нефти в Африке, сталкивается с серьезной проблемой нехватки собственных нефтеперерабатывающих мощностей и в значительной степени зависит от импорта.
Однако импорт становится все менее доступным из-за ослабления нигерийской национальной валюты, найры, которая достигла рекордно низкого уровня после отмены валютных ограничений в июне. При этом уровень инфляции остается близким к двадцатилетним максимумам.
Огромный нефтеперерабатывающий завод Dangote, строительство которого было отложено на долгое время, планировался для решения проблемы дефицита предложения на внутреннем рынке. Однако, согласно оценкам CITAC, полное производство нефти в объеме 650 тыс. баррелей в день, скорее всего, начнется не раньше второго квартала 2025 года.
Аналитики предполагают, что спрос может не восстановиться полностью. «Спрос на баррели, поставляемые в регион WAF, в настоящее время может быть ниже из-за снижения субсидирования. Возможно, произойдет базовое снижение спроса», — заявил аналитик рынка бензина Sparta Commodities, Филипп Джонс-Люкс.
В качестве альтернативных поставок, более дешевых и, следовательно, более приемлемых для нигерийских покупателей, Джонс-Люкс указывает на импорт из стран Персидского залива и России. Он отмечает, что объемы этих поставок пока еще небольшие, но значительные.
По оценкам Sparta, топливо из стран Персидского залива стоит примерно на $35-$50 за тонну дешевле, чем импорт из узла Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA). Этот разрыв в ценах примерно втрое выше, чем на прошлой неделе, что может привести к увеличению объемов поставок ближневосточного топлива в Западную Африку.
Начиная с января, наблюдается увеличение прямых поставок российского бензина в Западную Африку. Несмотря на рост объемов, которые в текущем году составляют около 800 тыс. тонн, данные Refinitiv Eikon показывают, что российские поставки пока еще не занимают значительную долю рынка по сравнению с европейскими нефтепереработчиками. Главной причиной этого является расширение традиционного рынка Восточной Африки ближневосточными нефтеперерабатывающими заводами, которые теперь активно поставляют топливо в Западную Африку и даже в Северную Америку.
Читайте также:
- Райффайзенбанк стал номинальным держателем акций KASE
- Топ-5 осенних фестивалей в Казахстане: как не пропустить главные события сезона
- Почему важно избегать незначительных расходов? Смысл найден в словах Бенджамина Франклина
- Цена — 13,5 млн тенге: недостроенный ТРЦ «Сити Палас» продают в Астане
- 12 февраля сервисы Нурбанка и Евразийского банка временно не будут работать