Кто лучше всех продвигается, у кого удобнее сервис и чье приложение самое скачиваемое — все это команда агентства Go Mobile выяснила в новом исследовании рынка Food Delivery и E-grocery в Казахстане. В материале делимся основными выводами отчета и рассказываем про ситуацию на казахстанском рынке доставки.
Полную версию исследования Go Food можно скачать по ссылке
Обзор рынка
Рынок доставки готовой еды и продуктов начал развиваться в Казахстане около 4 лет назад. На динамику его роста повлияли:
- появление на рынке крупных международных игроков в 2019 году;
- пандемия Covid-19, изменившая покупательские привычки и операционные решения компаний.
Источник: Statista
Влияние внешнеполитических событий
01/ Приток россиян в Казахстан вызвал резкий спрос на сервисы доставки еды
Согласно сервису Wordstat, в октябре 2022 года рост запросов «доставка еды» в стране вырос на 168%, а рост запросов «доставка продуктов» — на 158%.
02/ Уход большого количества брендов из России привел к изменениям логистических цепочек
«В тех отраслях, где основными поставщиками выступали российские компании, нарушились логистические цепочки, что в конечном итоге сказалось на ухудшении товарного разнообразия и ценообразования как в офлайне, так и онлайне. Все это негативно сказывается на общем покупательском настроении в обществе и порой нежелании у людей переходить в онлайн. Пока у людей есть стереотип о том, что цены в ближайшем магазине у дома ниже, чем в приложении».
Таир Нурлыбек, управляющий директор маркетплейса Jusan Магазин
Логистические сложности побудили сервисы доставки и рестораны локализировать продуктовую матрицу — вводить в использование продукты, произведенные на территории Казахстана и соседних государств.
Несмотря на геополитические вызовы, рынок онлайн-продаж продолжил свое развитие, хотя и более медленными темпами, оставаясь привлекательным для его игроков. За 2022 год появились новые сервисы, а старые увеличили географию доставки и улучшили свой функционал.
Об исследовании
90% всех онлайн-продаж в Казахстане осуществляются с помощью мобильных телефонов. Потенциал мобильного рынка огромен, и это понимают крупные игроки и активно развивают приложения.
Команда Go Mobile решила проанализировать ситуацию на рынке мобильных приложений для доставки готовой еды и продуктов в Казахстане и провела собственное исследование.
Эксперты оценили 7 приложений для доставки готовой еды и 9 приложений для доставки продуктов по 220+ параметрам, которые разбили на 5 блоков:
- Анализ показателей скачиваний приложений;
- Анализ функционала приложений;
- Анализ UX/UI;
- Анализ продвижения в digital;
- Анализ ASO.
Go Mobile выявили лидеров в каждом блоке и определили победителей в итоговом рейтинге.
Кто стал финалистом, можно узнать в полной версии исследования
Ниже — выводы, которые удалось сделать после анализа приложений.
География сервисов доставки — крупные города Казахстана
Большинство рассмотренных сервисов есть во всех крупнейших казахстанских городах — Алматы, Астане, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде, Таразе и других. В более маленьких городах сервисы доставки встречаются реже.
Тренд на регионализацию доставки только зарождается в Казахстане — онлайн-магазины и доставка из ресторанов слабо представлены в регионах. И это точка роста для рынка.
Полезные базовые функции не всегда доступны в приложениях
Избранное, история заказов и поисковые фильтры встречаются почти в каждом приложении для доставки и значительно ускоряют процесс заказа. Однако некоторые базовые функции встретились только в нескольких приложениях из проанализированных 16. К редким базовым функциям относятся:
- Подсказки ввода в поиске;
- Сохранение истории поиска;
- Рекомендации других товаров в карточке блюда или продукта;
- Бонус за регистрацию или промокод со скидкой на первую покупку;
- Круглосуточный режим доставки;
- Бесконтактная оплата курьеру.
Первые три опции позволяют пользователю сделать заказ быстрее, а последние три улучшают пользовательский опыт и делают заказ еды приятным и простым процессом. Отсутствие этих функций сказалось на количестве баллов у приложений в рейтинге.
В приложениях длинный путь регистрации, но короткий — к основным функциям
5 шагов в среднем нужно сделать пользователю, чтобы зарегистрироваться или перейти к главному экрану в сервисах доставки.
Первые этапы знакомства с приложением важно сделать короткими, чтобы пользователь захотел остаться в приложении. Длительный процесс регистрации и перехода к главному экрану уменьшает конверсию в целевое действие.
В то же время, чтобы добраться до основных функций приложения (корзины, избранного, поиска), пользователю требуется всего 1-3 шага. Такое количество шагов обеспечивает быстрый заказ, что в свою очередь положительно сказывается на пользовательском опыте.
Facebook и Instagram — самые популярные площадки для продвижения в digital
Платное продвижение
В Facebook и Instagram активно продвигаются все сервисы. В соцсетях сконцентрирована основная аудитория приложений по доставке еды, а благодаря таргетированной рекламе ее легко привлекать. Рекламный инвентарь и количество маркетинговых возможностей — от платных постов до нативных интеграций у блогеров — выгодно отличает эти площадки от других.
SMM-продвижение
Самыми популярными платформами, где игроки занимаются SMM-продвижением, стали Instagram и TikTok. Благодаря умным алгоритмам ленты в этих двух соцсетях видео могут стать вирусными и продвигаться без вложений. Telegram у сервисов почти не развит, свой канал в мессенджере есть только у 5 сервисов из 16. В этом канале находится многомиллионная аудитория, поэтому игроки теряют возможность привлечь новых пользователей в свое приложение.
Непопулярные площадки для продвижения
MyTarget и in-app сети оказались наименее популярными источниками трафика. Объяснить это можно тем, что Казахстан не является для myTarget приоритетным гео. А in-app сети не востребованы, так как объем рынка небольшой и еще не вся аудитория задействована в «белых» каналах.
ASO — зона роста для приложений по доставке
ASO помогает мобильному приложению стать заметнее в сторах и превратить просмотр карточки приложения в скачивание. Эксперты Go Mobile выяснили, как игроки работают с оптимизацией в магазинах приложений — фичерингом, рейтингом, визуальной оптимизацией.
Фичеринг
Только один сервис из 16 попадал в редакторские подборки в сторах. Фичеринг заметно повышает видимость приложения и увеличивает количество органических установок.
Визуальная оптимизация
Ни у одного приложения нет видеоролика в магазине приложений. Видеоролик повышает конверсию в установку и улучшает имидж приложения. Он позволяет лучше
раскрыть функционал и возможности сервиса.
Игроки редко обновляют графические элементы в магазинах приложений — видео, скриншоты, иконку — и тестируют в них разные подходы. В трети приложений визуальные элементы не обновляются. Обновление важно, так как ежемесячное тестирование графических элементов позволяет стабильно увеличивать CR (Conversion Rate) страницы приложения.
Работа с отзывами
Сервисы в основном обращают внимание на работу с отзывами. Большинство сервисов имеют оценку выше 4,0 в сторе и отвечают на отзывы. Рейтинг — важная часть имиджа, потому что многие пользователи принимают решение о
скачивании приложения именно на основе рейтинга.
В Go Mobile подсчитали, что сервисы по доставке готовой еды и продуктов получили в среднем 40 баллов из 99 в разделе ASO. Это говорит о том, что ASO — их зона роста. Игрокам нужно активнее развивать это направление, чтобы достичь лучших результатов в продвижении. Например, пересмотреть работу с ключевыми словами, актуализировать скриншоты и добавить видеоролики, а также чаще тестировать витрину приложения.
В отчете по ссылке можно посмотреть другие детали и выводы о рынке доставки в Казахстане, а также узнать, кто стал лидером в номинациях «Лучший сервис доставки готовой еды» и «Лучший сервис доставки продуктов».
Партнерами исследования стали Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация (ЦАРА), сайт Tribune, информационный портал Optimism.kz и деловое издание BIZ Media.