Когда Стивен Ду взял на себя управление заводом своих родителей, где производятся системы контроля температуры в Шанхае, одним из первых изменений, которые он внес, было включение отопления на заводе зимой — то, чего его экономные предшественники неохотно делали, передает Bizmedia.kz.
«Если вы не улучшаете рабочую среду, сотрудники не будут так счастливы, и им будет сложнее выполнять свою работу наилучшим образом», — говорит 29-летний специалист. «Внесение изменений требует дополнительных затрат».
Ду, как и десятки тысяч других молодых китайских руководителей фабрик, унаследовал основной производственный бизнес, который больше не может полагаться на трудоемкую модель, сделавшую Китай крупнейшим экспортером товаров в мире.
Сокращение рабочей силы и ее старение, а также конкуренция со стороны Юго-Восточной Азии, Индии и других стран делают, по мнению китайских ученых, по меньшей мере треть китайской промышленной базы, включающей производителей низкого уровня, устаревшей.
Эту миссию модернизации технологий и внедрения практических изменений главным образом возлагают на группу людей в возрасте 20-30 лет, известных как «chang er dai» или «второе поколение фабрик». Это игра слов с уничижительным термином для избалованных, богатых детей «fu er dai».
«Если я — chang er dai (второе поколение фабрик), то я пытаюсь спасти наше семейное предприятие от банкротства», — говорит Чжан Чжипэн, научный сотрудник Шэньчжэньского исследовательского института высококачественного развития и новой структуры. Он считает, что примерно от 45 000 до 100 000 представителей этой группы находятся на разных этапах смены трети частных производственных компаний в Китае.
Масштабная смена поколений, происходящая в условиях снижения перспектив роста Китая, является первой в истории частного сектора страны, начиная с периода, когда родители «chang er dai» стали предпринимателями в десятилетиях после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году.
Агентство Reuters провело интервью с восьмерыми представителями chang er dai для данного отчета. Они рассказали о своих попытках перевести семейные предприятия в современную эпоху путем повышения эффективности производства. При этом они сталкиваются со множеством проблем, таких как стоимость рабочей силы, нехватка квалифицированных работников и, в некоторых случаях, разногласия с родственниками относительно наилучшего пути развития бизнеса.
Ду согласился дать интервью при условии, что его предприятие не будет названо, чтобы защитить частную жизнь его полупенсионерных родителей, которые, по его словам, уже за 50 и большую часть дел завода оставили на его плечи.
Как и его сверстники, Ду вырос в условиях такого комфорта и возможностей, о которых его родители даже не могли мечтать.
Он получил образование в средней школе и университете в Новой Зеландии, специализируясь в области электротехники. Затем он переехал в Соединенные Штаты, где работал на предприятиях, принадлежащих поставщику компании Apple, Foxconn (2354.TW), в штате Висконсин. Во время работы он изучал методы производства из Тайваня и Японии, придавая особое значение устранению неэффективности.
Эти навыки стали полезными для завода, который был создан китайским государством в 1951 году и приватизирован в 2002 году.
Благодаря деловой смекалке его отца и трудолюбию матери, завод превратился в поставщика для крупных китайских компаний, занимающихся производством бытовой техники. Кроме того, завод также продает компоненты, используемые в системах контроля температуры для торговых центров, компьютерных залов, охлаждения батарей и медицинского оборудования.
Однако производственные процессы оставались практически неизменными до тех пор, пока в 2019 году Ду не стал руководителем компании. Он внедрил специализированное промышленное программное обеспечение, которое автоматизирует бухгалтерский учет, заказы, закупки, поставки и другие процессы, которыми ранее занимались люди.
Он перестроил производственные помещения, чтобы погрузчики могли свободно перемещаться, перегруппировал складские и производственные зоны, чтобы уменьшить физическую нагрузку на работников, средний возраст которых составляет около 50 лет. Теперь для выполнения более сложных задач рабочим требуется пройти всего 300 метров вместо одного километра, и им требуется меньше трети времени.
В то время, когда его мать проводит долгие часы, контролируя производство, Ду обычно заканчивает большую часть своих дней около 16:00 в тренажерном зале, который он оборудовал на территории завода и разрешил работникам использовать. После этого он едет домой.
Ду повысил зарплаты на 10-20% за последние три года, чтобы уровень текучести кадров не превышал 5%, и утверждает, что эффективность его фабрики увеличилась на 50%.
МАМИН СЫНОК
По оценкам Чжан Цзэцина, он добился такого же увеличения эффективности за счет цифровизации процессов, с тех пор как он вместе с родителями стал управлять фабрикой по производству яичной продукции в юго-восточном городе Руйчан.
На предприятии Ruichang City Yixiang Agricultural Products рабочие в зеленой форме помещают утиные яйца в чашки, прикрепленные к конвейерной ленте, которая подает их на вакуумную упаковочную машину. Новый экран над машиной показывает скорость упаковки яиц и оценивает среднюю производительность одного работника, а также время и трудозатраты, необходимые для упаковки 10 000 яиц.
Штрих-коды используются для отслеживания всей продукции от фермы до фабрики и магазина, что позволяет руководителям контролировать заказы, производство и доставку с помощью своих телефонов и принимать решения на основе реальных данных.
Как и пять других представителей chang er dai, с которыми беседовали в Reuters, Чжан никогда не планировал возглавлять фабрику. Он хотел изучать ландшафтный дизайн во Франции.
Однако он почувствовал, что должен вмешаться, по меньшей мере, на несколько лет, и убедить своих родителей, которым уже за 55 лет, в том, что модернизация технологий и создание новых каналов сбыта на платформах электронной коммерции стоят вложений.
Он чувствовал необходимость действовать, так как «опытные работники стареют, а молодые все меньше желают работать на передовой». В Китае наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи, но многие из них имеют высшее образование и предпочитают не работать на заводах, даже если им предлагают работу ниже их уровня образования.
Сначала родители Чжана сопротивлялись, не желая тратить деньги на бизнес, который, по их мнению, процветал. Но в конце концов они сдались.
С тех пор, как он присоединился к компании, ежегодные продажи увеличиваются на 35%.
«Иногда я задаюсь вопросом, почему наша электронная коммерция оказалась успешной, в то время как другие потерпели неудачу. Менеджер одной компании сказал мне, что, поскольку ты сын своей матери, она будет поддерживать тебя бесконечно, то есть даже если ты потерпишь неудачу», — говорит Чжан.
«СЛИШКОМ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА»
Конечно, Китай в целом модернизирует свой промышленный комплекс более значительными способами, чем те изменения, которые вносят молодые руководители заводов, такие как Ду и Чжан.
Некоторые сегменты, такие как сильно роботизированная индустрия электромобилей, разрушают мировые рынки благодаря государственным субсидиям, а также иностранному капиталу и ноу-хау.
Однако chang er dai помогают поднять нижнюю планку, что также важно для сохранения доли Китая в мировом производстве, сообщают два отраслевых эксперта, цитируемых Reuters.
Некоторые из технологий, представленных Чжаном, были получены от компании Black Lake Technologies, основанной Чжоу Юйсеном, который имеет более 1 000 chang er dai среди своих клиентов.
«В течение последних десятилетий модель многих китайских фабрик основывалась на увеличении доходов, поэтому очень немногие из них обращали внимание на эффективность производства или цифровизацию», — говорит 34-летний Чжан, который также считает себя chang er dai, хотя он не управляет бизнесом своих родителей. «Они управляют своими операциями, как правило, с помощью бумажных документов. Более передовые фабрики могут использовать Excel, но это все».
Тянь Вэйхуа, ученый, специализирующийся на модернизации производства в Научно-исследовательском институте научно-технических инноваций, правительственном аналитическом центре, говорит, что техническая компетентность и зарубежный опыт chang er dai дают им больше шансов, чем их родителям, сохранить конкурентоспособность бизнеса в новых условиях повышения затрат, ослабления внешнего спроса и появления производственных центров в более дешевых, менее развитых странах.
Но «технологическая модернизация не решает все проблемы», — сказал Тянь, добавив, что потребуются дальнейшие шаги, включая инновации в продукции.
Не все chang er dai достигнут этого.
После изучения текстильного дизайна в Университете искусств в Лондоне 29-летняя Чжан Ин взяла на себя управление швейной фабрикой своей семьи в восточном городе Нинбо в 2017 году.
Но бизнес столкнулся с трудностями. Заработная плата за десять лет выросла более чем в два раза, до более чем 7 000 юаней в месяц. Рабочих, в основном мигрантов из внутренних провинций, было недостаточно. Она не решалась их увольнять.
В прошлом году она взяла отпуск, чтобы родить ребенка, и передала руководство другим менеджерам. Она не планирует возвращаться.
«Это было слишком трудно: давление было неожиданным и огромным. У меня началась крапивница от стресса, и мне пришлось принимать лекарства в течение года, поэтому я решила уйти», — говорит она.
Читайте также:
- Страховщики Казахстана теряют деньги на обязательном автостраховании
- Максимальная пенсионная выплата в Казахстане: данные ЕНПФ
- Путин прибудет в Казахстан для переговоров с Токаевым и заседания ОДКБ
- Сибирскую язву подтвердили у одного из жителей Атырау
- Казахстанцы выиграли международный турнир по бадминтону