Казахстан обсуждает с ЕС торговлю с Китаем без России

Российские СМИ сообщают, что обсуждается возможность торговать между ЕС и Казахстаном через Китай, минуя Россию, сообщает Bizmedia.kz.

ЕС пытается найти торговые маршруты не через Россию

Конкуренция между РФ и Евросоюзом за тесное сотрудничество с Казахстаном усиливается. Европейский банк реконструкции и развития пришел к выводу о том, что «Центральная транскаспийская сеть», проходящая через территорию Южного Казахстана, является наиболее перспективной для интеграции с Трансъевропейской транспортной сетью, утверждает издание «Коммерстантъ». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подтвердил готовность к совместной работе с «европейскими партнерами» на прошлой неделе.

Хотя Евросоюз заинтересован в инвестировании в альтернативные транспортные маршруты между Китаем и Европой, еще рано считать этот вопрос решенным, потому что Россия также работает над развитием этого направления и использует потенциал Северного морского пути для транзита. Какой из маршрутов будет предпочтительнее для Китая, скорее всего, будет зависеть от экономических факторов, а не от политических.

После последних заявлений президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева стало понятно, что Казахстан готов работать с Европейским союзом по интеграции Транскаспийского международного транспортного маршрута с Трансъевропейской транспортной сетью. Токаев высказался об этом в конце прошлой недели на саммите «Центральная Азия — Европейский союз», ссылаясь на доклад Европейского банка по устойчивым транспортным связям между Европой и Центральной Азией.

Отмечаем, что полный доклад будет опубликован в конце июня. На данный момент доступно только краткое изложение исследования. Опубликованный документ подтверждает тезис, который обсуждался представителями ЕЭК в прошлом году. Речь шла о том, что в ближайшее время Казахстан станет площадкой для конкуренции различных проектов, направленных на привлечение западных инвестиций, в том числе реализации транспортных коридоров, проходящих через Западный Китай-ЕС, минуя Россию.

ЕБРР заявил, что «Центральная транскаспийская сеть» (или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или «Средний коридор») — наиболее надежный вариант для развития логистики между Китаем и Европой.

Напоминаем, что ТМТМ — это транспортный маршрут, который проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. Для улучшения эффективности маршрута, чтобы в перспективе можно было обеспечивать бесперебойные поставки, то, согласно предварительным оценкам, понадобятся инвестиции в размере 18,5 млрд евро. Евросоюз готов взять на себя значительную часть этих вложений.

Как уточняется в докладе ЕБРР, средства необходимы для восстановления и модернизации железнодорожных и автомобильных дорог, увеличения пропускной способности портов и усовершенствования инфраструктуры на границах. Для упрощения и унификации правил торговли, либерализации рынков и улучшения тарифного регулирования также понадобятся инвестиции и политические решения со стороны стран-участниц маршрута. Более подробную информацию об этих вопросах можно найти в полном докладе ЕБРР.

Для Казахстана важно развивать ТМТМ в целях диверсификации экспорта нефти. В настоящее время поставки нефти в стране контролируется Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), который находится под контролем России и отвечает за 80% поставок. В прошлом году поставки через КТК несколько раз останавливались из-за ремонтных работ в Новороссийске, поэтому Астана начала искать альтернативные маршруты КТК.

Сокращение доли России в экспорте нефти из Казахстана выгодно для Евросоюза. Евросоюз указывает на необходимость этого в условиях политической неопределенности. Баланс поставок через КТК и альтернативные маршруты будет зависеть от объема европейских инвестиций. При этом инвестиции могут оказать политическое влияние на Казахстан в контексте сотрудничества с Россией, включая ЕАЭС.

Кроме того, расширяя ТМТМ Астана принимает участие в конкуренции с Москвой за контроль над транспортным коридором Китай-Европейский Союз.

Россия также планирует развивать Северный морской путь для обеспечения прохождения через ее территорию. Это подтверждается обсуждением темы на высоком уровне: в марте президент России Владимир Путин в ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином подчеркнул важность «формирование железнодорожных и автомобильных коридоров в направлении Китай-Европа и обратно через российскую территорию». Дальнейшее развитие транспортно-логистической инфраструктуры Севморпути является «безусловным приоритетом» для Москвы.

Рано говорить о выборе приоритетного коридора поставок, несмотря на исследование Европейского банка и заявления европейской стороны. В ближайшем будущем ЕС должен решить, как снизить зависимость развитых стран от торговли с Китаем. Важно отметить, что в 2022 году Китай экспортировал в Евросоюз товаров на 562 млрд, а импортировал только на 285,4 млрд долларов.

Позиция Китая остается неясной. Вероятно, они руководствуются в большей степени экономическими, а не политическими факторами при выборе маршрута. Они, вероятно, выберут более дешевый и эффективный вариант, чтобы наращивать товарооборот.

Читайте также:

Страховщики Казахстана теряют деньги на обязательном автостраховании
25 ноября 2024 в 21:18
На Казахстан надвигается сибирский антициклон с морозами до 20 градусов
22 ноября 2024 в 13:46
Максимальная пенсионная выплата в Казахстане: данные ЕНПФ
25 ноября 2024 в 19:37
Штормовое предупреждение объявлено в Алматы и 11 областях Казахстана
25 ноября 2024 в 08:39
Путин прибудет в Казахстан для переговоров с Токаевым и заседания ОДКБ
25 ноября 2024 в 19:14
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
Сибирскую язву подтвердили у одного из жителей Атырау
25 ноября 2024 в 17:34
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Казахстанцы выиграли международный турнир по бадминтону
25 ноября 2024 в 16:59
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Токаева проинформировали о криминогенной ситуации в стране
25 ноября 2024 в 16:57
Билеты на встречу «Астана» с «Челси» поступили в продажу
24 ноября 2024 в 14:06
Жакупова отчиталась президенту о новом подходу по оказанию адресной социальной помощи
25 ноября 2024 в 16:45
Где в Казахстане самые дешевые квартиры в 2024 году?
24 ноября 2024 в 16:46
Yandex Qazaqstan запустил новый сервис для управления корпоративным автопарком
25 ноября 2024 в 16:44
Опрос по переводу времени запустили в eGov mobile
22 ноября 2024 в 12:24
Прогноз погоды в Астане и Алматы на ближайшие три дня
25 ноября 2024 в 16:06
Денежный код. Как привлечь деньги в свою жизнь
14 июля 2022 в 09:45
Министр энергетики ответил на вопрос о компенсации затрат на бензин
25 ноября 2024 в 15:48
Подробности забастовки в Жанаозене
22 ноября 2024 в 13:35
Что будет с ценами на ГСМ в Казахстане, рассказал Саткалиев
25 ноября 2024 в 15:44
Солдат срочной службы покончил с собой в Актобе
24 ноября 2024 в 12:41
В Казахстане планируют увеличить добычу нефти до 100 млн тонн в год с 2026 года
25 ноября 2024 в 15:42
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18