Казахстан обсуждает с ЕС торговлю с Китаем без России

Российские СМИ сообщают, что обсуждается возможность торговать между ЕС и Казахстаном через Китай, минуя Россию, сообщает Bizmedia.kz.

ЕС пытается найти торговые маршруты не через Россию

Конкуренция между РФ и Евросоюзом за тесное сотрудничество с Казахстаном усиливается. Европейский банк реконструкции и развития пришел к выводу о том, что «Центральная транскаспийская сеть», проходящая через территорию Южного Казахстана, является наиболее перспективной для интеграции с Трансъевропейской транспортной сетью, утверждает издание «Коммерстантъ». Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подтвердил готовность к совместной работе с «европейскими партнерами» на прошлой неделе.

Хотя Евросоюз заинтересован в инвестировании в альтернативные транспортные маршруты между Китаем и Европой, еще рано считать этот вопрос решенным, потому что Россия также работает над развитием этого направления и использует потенциал Северного морского пути для транзита. Какой из маршрутов будет предпочтительнее для Китая, скорее всего, будет зависеть от экономических факторов, а не от политических.

После последних заявлений президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева стало понятно, что Казахстан готов работать с Европейским союзом по интеграции Транскаспийского международного транспортного маршрута с Трансъевропейской транспортной сетью. Токаев высказался об этом в конце прошлой недели на саммите «Центральная Азия — Европейский союз», ссылаясь на доклад Европейского банка по устойчивым транспортным связям между Европой и Центральной Азией.

Отмечаем, что полный доклад будет опубликован в конце июня. На данный момент доступно только краткое изложение исследования. Опубликованный документ подтверждает тезис, который обсуждался представителями ЕЭК в прошлом году. Речь шла о том, что в ближайшее время Казахстан станет площадкой для конкуренции различных проектов, направленных на привлечение западных инвестиций, в том числе реализации транспортных коридоров, проходящих через Западный Китай-ЕС, минуя Россию.

ЕБРР заявил, что «Центральная транскаспийская сеть» (или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или «Средний коридор») — наиболее надежный вариант для развития логистики между Китаем и Европой.

Напоминаем, что ТМТМ — это транспортный маршрут, который проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. Для улучшения эффективности маршрута, чтобы в перспективе можно было обеспечивать бесперебойные поставки, то, согласно предварительным оценкам, понадобятся инвестиции в размере 18,5 млрд евро. Евросоюз готов взять на себя значительную часть этих вложений.

Как уточняется в докладе ЕБРР, средства необходимы для восстановления и модернизации железнодорожных и автомобильных дорог, увеличения пропускной способности портов и усовершенствования инфраструктуры на границах. Для упрощения и унификации правил торговли, либерализации рынков и улучшения тарифного регулирования также понадобятся инвестиции и политические решения со стороны стран-участниц маршрута. Более подробную информацию об этих вопросах можно найти в полном докладе ЕБРР.

Для Казахстана важно развивать ТМТМ в целях диверсификации экспорта нефти. В настоящее время поставки нефти в стране контролируется Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), который находится под контролем России и отвечает за 80% поставок. В прошлом году поставки через КТК несколько раз останавливались из-за ремонтных работ в Новороссийске, поэтому Астана начала искать альтернативные маршруты КТК.

Сокращение доли России в экспорте нефти из Казахстана выгодно для Евросоюза. Евросоюз указывает на необходимость этого в условиях политической неопределенности. Баланс поставок через КТК и альтернативные маршруты будет зависеть от объема европейских инвестиций. При этом инвестиции могут оказать политическое влияние на Казахстан в контексте сотрудничества с Россией, включая ЕАЭС.

Кроме того, расширяя ТМТМ Астана принимает участие в конкуренции с Москвой за контроль над транспортным коридором Китай-Европейский Союз.

Россия также планирует развивать Северный морской путь для обеспечения прохождения через ее территорию. Это подтверждается обсуждением темы на высоком уровне: в марте президент России Владимир Путин в ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином подчеркнул важность «формирование железнодорожных и автомобильных коридоров в направлении Китай-Европа и обратно через российскую территорию». Дальнейшее развитие транспортно-логистической инфраструктуры Севморпути является «безусловным приоритетом» для Москвы.

Рано говорить о выборе приоритетного коридора поставок, несмотря на исследование Европейского банка и заявления европейской стороны. В ближайшем будущем ЕС должен решить, как снизить зависимость развитых стран от торговли с Китаем. Важно отметить, что в 2022 году Китай экспортировал в Евросоюз товаров на 562 млрд, а импортировал только на 285,4 млрд долларов.

Позиция Китая остается неясной. Вероятно, они руководствуются в большей степени экономическими, а не политическими факторами при выборе маршрута. Они, вероятно, выберут более дешевый и эффективный вариант, чтобы наращивать товарооборот.

Читайте также:

«КазМунайГаз» обогнала Kaspi и стала самой дорогой компанией Казахстана
17 июня 2025 в 21:48
Долгостроям конец: в Алматинской области снесут пять проблемных объектов
16 июня 2025 в 10:59
Минус 40% педофилии и 86 тысяч СМС от детей: как новый закон изменил Казахстан
17 июня 2025 в 21:17
Асфальт не ломают — выравнивают снизу: как в Павлодарской области чинят дорогу по-новому
16 июня 2025 в 11:48
В Сарани проходит республиканский семинар-совещание по развитию моногородов
17 июня 2025 в 20:26
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
Правительство Казахстана уходит осенью? Роман Скляр сделал заявление
17 июня 2025 в 20:11
Любите черешню? Врач назвал безопасную норму — ешьте не больше
14 июня 2025 в 20:04
В Казахстане планировали снизить ипотечную ставку до 20%, но передумали: что случилось?
17 июня 2025 в 19:35
Миндаль оказался полезнее, чем думали: ученые раскрыли скрытое свойство
14 июня 2025 в 22:07
Слили или собрали старое? В TSARKA сделали заявление об утечке данных о 16 млн казахстанцев
17 июня 2025 в 19:17
Самрук-Энерго и Китайская корпорация построят первую в Казахстане ГАЭС
16 июня 2025 в 20:32
Токаев принял участие во втором саммите «Центральная Азия – Китай»
17 июня 2025 в 19:16
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
14 июня 2025 в 09:50
$85 миллионов за год: Forbes назвал самого богатого блогера в 2025 году
17 июня 2025 в 18:31
В Семее обеспечили круглосуточную доступность «инватакси»
16 июня 2025 в 16:22
1136 тенге за водку, 37 — за яйцо: в Казахстане устанавливают минимальные цены
17 июня 2025 в 17:59
В Казахстане вдвое выросли зарплаты некоторых служащих госсектора
16 июня 2025 в 15:05
Вода, электричество и бесплатные пляжи: каким будет Балхаш в 2025 году — фотоэскизы
17 июня 2025 в 17:41
Зарплаты уборщиков и водителей в госучреждениях выросли вдвое
16 июня 2025 в 15:11
Қытайға бастайтын жол қысқартылды
17 июня 2025 в 17:39
В Караганде масштабно продвигается газификация
17 июня 2025 в 10:30
АҚШ-та Қазақстанға қатысты Джексон-Вэник түзетуінің күшін жою мәселесі алға жылжыды
17 июня 2025 в 17:38
В Жетысуской области открыли движение по отремонтированной дороге к озеру Балхаш
17 июня 2025 в 16:16