Китайская валюта юань медленно, но верно начинает использоваться для международных платежей, что, по мнению аналитиков, может стать основой торговой системы, параллельной доминирующему доллару США, передает Bizmedia.kz.
В марте трансграничные сделки Китая были заключены больше в юанях, чем в долларах. Аргентина также объявила о своем намерении рассчитываться за китайские товары в юанях, а не в долларах.
Хотя доллар доминирует в мировых торговых расчетах, эта новость появилась на фоне постоянного барабанного боя все новых и новых двусторонних сделок, предусматривающих расчеты в юанях с Китаем — от закупок китайской нефти на Ближнем Востоке до торговли с партнерами от Бразилии до России.
По-настоящему глобальное принятие юаня маловероятно, учитывая ожидания, что Пекин захочет сохранить жесткий контроль над валютой. Однако наблюдается постепенный прогресс в создании новой торговой архитектуры, особенно в свете исключения России из большинства платежных систем Запада, а это ускорило разработку альтернативных платежных систем.
По его словам, они могут привлечь другие страны к использованию юаня в платежах, и вместе они могут поднять курс юаня за счет доллара.
Китай давно стремится увеличить долю юаня в глобальных платежах, которая составляет 2,2%, но, кажется, не желает открывать свои счета капитала и допускать свободное движение, которое делает доллар, евро и иену такими удобными.
Последние мировые события придали новый импульс этой тенденции. Внезапно Россия стала четвертым по величине центром торговли юанем за пределами Китая.
Доля юаня на российском валютном рынке подскочила до 40-45% с менее чем 1% в начале прошлого года. По данным SWIFT, доля юаня в финансировании мировой торговли выросла до 4,5% в феврале с 1,3% два года назад. Доля доллара составляет 84%.
Такая интернационализация юаня может достичь целей Пекина, включая снижение подверженности Китая колебаниям обменного курса и смягчение уязвимости Китая перед финансовыми санкциями США.
Медленное движение
В мировых торговых потоках доминируют доллары, евро, стерлинги и иены, потому что эти валюты находятся в свободном доступе и связаны с открытыми экономиками, в отличие от юаня, который контролируется капиталом. Конечно, нет никаких признаков того, что ситуация меняется.
Поэтому, если экспортеры хотят использовать юань для расчетов по сделкам, они должны убедить иностранных импортеров платить в юанях, что часто занимает много времени.
Самому Китаю нужно время, чтобы создать глубину в ограниченном пуле юаней за пределами своих границ, который не так легко контролировать.
Тем не менее, использование юаня предлагает другие привлекательные стороны для торговых партнеров Китая. В случае с Аргентиной, покупка товаров в юанях позволяет сохранять долларовые резервы, которые сокращаются. В более широком смысле, каждый новый участник увеличивает глубину и полезность валютной системы.
Пытаясь перевести все больше и больше своей торговли в юани, Пекин пытается создать сетевые эффекты, которые сделают использование юаня в торговле намного проще и с меньшими фрикционными издержками.