Доля людей, которые ожидают сохранения текущих или более высоких цен, почти не изменилась — в марте 2023 года она составила 53,5% (в феврале 2023 года — 53,3%). Медианная оценка предполагаемой инфляции выросла до 16,5% (была 14,2%), а оценка воспринимаемой инфляции осталась на уровне 21,2%, передает Bizmedia.kz.
![Фото: © Bizmedia.kz](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/04/mediana-ozhidaemoj-inflyaczii-neskolko-povysilas-posle-zamedleniya-v-nachale-goda-main-bizmedia.kz_-1024x576.jpg)
![Фото: скриншот. График 1. Инфляция и медианные оценки, %](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/04/mediana-ozhidaemoj-inflyaczii-neskolko-povysilas-posle-zamedleniya-v-nachale-goda-bizmedia.kz_-1200x978.jpeg)
Ожидается, что будущий рост цен будет в основном связан со скачками цен на продукты питания. Те, кто прогнозирует рост цен в ближайший год, считают, что это происходит из-за изменения цен на продукты питания, а в меньшей степени из-за внешних факторов, таких как изменение цен на ГСМ, обменный курс, рост зарплат и пенсий.
Большинство людей использует свой личный опыт покупок и обсуждение с близкими для оценки будущей инфляции, как показывает опрос. Это главный источник информации о развитии инфляционных процессов среди населения.
![Фото: скриншот. График 2. Факторы роста цен в будущем (в % от респондентов, ожидающих рост цен на год вперед)](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/04/mediana-ozhidaemoj-inflyaczii-neskolko-povysilas-posle-zamedleniya-v-nachale-goda-bizmedia.kz2_-1200x925.jpeg)
В марте 2023 года уменьшилось количество опрошенных, которые отметили рост цен на продукты питания (82%), в то время как количество тех, кто отметил повышение цен на товары не относящиеся к продуктам питания, увеличилось.
За последний месяц цены на фрукты, овощи, мясо-молочную продукцию, а также на кондитерские изделия, безалкогольные напитки, сыр и колбасы, чай и кофе выросли.
Респонденты указали на рост цен на одежду, бытовую химию, парфюмерию, косметику и товары для детей среди непродовольственных товаров. Они также отметили, что услуги быта, личного ухода, индустрии развлечений, связи/интернет и ресторанов стали дороже, по их мнению, среди платных услуг для населения.
![Фото: скриншот. График 3. Часто называемые виды товаров и услуг (% респондентов, ожидающих роста цен в следующем году)](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/04/mediana-ozhidaemoj-inflyaczii-neskolko-povysilas-posle-zamedleniya-v-nachale-goda-bizmedia.kz3_.jpeg)
Несмотря на снижение второй месяц подряд, потребительские настроения остаются позитивными
В марте 2023 года индекс потребительских настроений составил 104,4, что ниже, чем в феврале 2023 года (105,3). Это снижение связано преимущественно с снижением потребительских ожиданий.
Оценки личного материального положения через год значительно сократились на 6,6 пунктов, а долгосрочные оценки развития страны на 3,4 пункта. Тем не менее, оценки по изменению перспектив развития страны в ближайший год улучшились и выросли на 2,3 пункта.
За последний год личное материальное положение респондентов почти не изменилось, однако готовность к совершению крупных покупок выросла немного (на 2,9 пункта). При этом оба показателя все еще отрицательные.
Читайте также:
- Курс доллара падает перед выходом статданных по инфляции в США
- Жители Франции вынуждены экономить на продуктах из-за инфляции
- Повышение цен на бензин и услуги ЖКХ может повлиять на инфляцию в Казахстане
- Инфляция: успех или неудача стратегии 60/40 в период восстановления
- Инфляция в Казахстане в марте 2023 года: анализ