Фермеры Шымкента и Туркестанской области, приступившие к посевной, говорят, что уже месяц не могут найти горючее. По словам чиновников, ситуация вызвана тем, что нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте закрыли на ремонт, он возобновит работу только 15 апреля, сообщает Bizmedia.kz.
В Казахстане снова нехватка дизтоплива
Фермеры из Шымкента и Туркестанской области, приступившие к посевной, сообщают о нехватке дизтоплива в течение последнего месяца. Официальные лица сообщают, что это связано с закрытием Шымкентского нефтеперерабатывающего завода на техническое обслуживание и ремонт. Он заработает только с 15 апреля, а пока фермерам остается только ждать.
«С 15 марта по 13 апреля завод закрыли на ремонт. Запасов топлива хватит на 10 дней. Даст Бог, думаю, после 10 апреля всё уладится», – надеется главный специалист управления энергетики и развития инфраструктуры Шымкента Ильяс Есжанов.
Это не первый регион, где в этом году наблюдается нехватка дизеля. Дефицит дизтоплива в марте ощущается в Алматы и Алматинской области, где водители пожаловались на невозможность заправится в розницу на автозаправках. Тогда в Минэнерго пояснили, что дефицит случился из-за усиленного перенаправления дизеля на южные регионы страны.
В ЗКО фермеры тоже жалуются на нехватку дизтоплива. Местным фермерам для весенних полевых работ запросило 13,5 тысяч тонн топлива, но пока им было отгружено только 6,5 тысяч тонн. По остальным объемам решение от Минсельхоза и Минэнерго еще не приняли.
Мнение экспертов
Большинство экспертов причиной проблем с нехваткой дизтоплива видят в ценах на него в Казахстане и за пределами страны. Продажа нефтепродуктов и продукции казахстанских НПЗ за рубеж через различные схемы по более выгодным ценам уже не первую весну оставляют казахстанцев с недостатком бензина и дизеля.
Потому Казахстану ежегодно приходится заниматься импортом топлива из России. А там цена на него выше. По данным Global Petrol Prices в России средняя цена на дизтопливо составляет 348 тенге за литр против 243 тенге в Казахстане.
Дизель в дефиците: что предпринимает Правительство?
На днях стало известно, что в Казахстане могут ограничить оптовые цены на топливо и дизель в частности. Минэнерго РК разместило соответствующий законопроект на сайте «Открытые НПА». В нем оговаривается, что с учетом НДС цена на топливо будет ограничена на уровне:
- для 1 тонны бензина марки АИ-80 — 93 161 тенге;
- для 1 тонны бензина марки АИ-92 и АИ-93 — 193 649 тенге;
- для 1 тонны дизельного топлива (межсезонное, летнее) — 236 156 тенге.
Проект закона, опубликованный 24 марта, останется на общественных обсуждениях до 30 марта.
Правительство Казахстана пытается принять меры по сдерживанию цен. Недавно был продлен на шесть месяцев запрет на вывоз дизтоплива и бензина из страны автотранспортом.
Под руководством премьер-министра Алихана Смаилова прошло заседание правительства Казахстана по развитию энергетической отрасли страны.
Участники заседания обсудили стратегии по обеспечению внутреннего рынка горюче-смазочными материалами. Министр энергетики Болат Акчулаков сообщил, что в первые в первом квартале производство бензина, дизельного топлива и сжиженного газа превысило установленный Министерством энергетики целевой показатель.
С начала года по начало марта запасы дизельного топлива значительно выросли с 241 тыс. тонн до 326 тыс. тонн. В целях обеспечения своевременного проведения сельскохозяйственных работ и бесперебойной работы основных служб, они в приоритетном порядке снабжаются ГСМ.
При этом казахстанцы начали замечать, что на границе перестали выпускать машины с канистрами с топливом более 20 литров.
Читайте также:
- МСХ Казахстана планирует распределять по нормам расхода на 1 га дизтопливо фермерам
- Разные цены на дизтопливо введут в Казахстане
- 850 тысяч тонн дизельного топлива Россия может поставить в Казахстан за 2023 год
- На проведение посевной в Казахстане будет выделено 413 тыс. тонн дизельного топлива по сниженным ценам