Эксперты: «В Казахстане из-за снижения утильсбора стало больше старых авто»

В мае 2022 года в Казахстане издали приказ о снижении утильсбора на автомобили на 50%, что стало важным событием в автомобильной промышленности. Эксперты провели анализ и узнал, как это решение повлияло не автомобильный рынок страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Тогда популисты утверждали, что снижение или отмена утилизационного сбора может помочь модернизировать автопарк Казахстана. Однако статистика говорит о том, что это вряд ли достижимо за счет импорта новых или «молодых» автомобилей.

Утильсбор и статистика

За 12 месяцев 2022 года на внутреннем авторынке Казахстана было продано 159 800 новых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в предыдущем году. Из них 10 200 были отправлены на экспорт. Из имеющихся внутренних ресурсов казахстанские производители поставили 60,8%, что составило 103 300 автомобилей — 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6%, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2% от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).

Внесение изменений в законодательство Казахстана оказало значительное влияние на автомобильный рынок. Несмотря на это, статистика показывает, что доля казахстанских автомобилей на рынке осталась неизменной и составляет 61%. Удивительно, но уровень производства даже вырос. Например, за январь-апрель 2022 года произошло увеличение на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по итогам мая—декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после.

Введение налогов и сборов, аналогичных утилизационному сбору в Казахстане, является многогранным подходом к обеспечению как защиты окружающей среды, так и поддержки местного производства. Казахстанский автопром является ключевым игроком на автомобильном рынке страны.

Правительство Казахстана предостерегли от популистской позиции в вопросе снижения утилизационного сбора и других сборов, связанных с регистрацией автомобилей. Хотя это может показаться привлекательным решением, оно мало что даст для улучшения обновления автопарка, так как только откроет рынок для притока старых автомобилей.

Производство

С февраля 2022 года в БНС АСПиР РК изменили систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.

«Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счёт увеличения количества новых авто (младше трёх лет) на 22,2 тыс., до 291,7 тыс. машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс. авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тыс., а ещё 33,7 тыс. составили автомобили старше десяти лет, причём 22,8 тыс. из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет», — говорят эксперты.

Несмотря на снижение утилизации, автомобильная промышленность РК показала себя, независимо от этой ситуации. С января по май 2022 года общее количество произведенных автомобилей составило 30,7 тыс. единиц, что значительно больше, чем 26 тыс. автомобилей, произведенных за тот же период времени в 2021 году (рост на 18%). Из них 27,3 тыс. были легковыми автомобилями, что на 19,2% больше по сравнению с 22,9 тыс. единиц, произведенных в 2021 году.

Производство автотранспортных средств в период с мая по декабрь этого года значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, было произведено 83,2 тысячи единиц, что на 23,3% больше, чем 67,5 тысяч единиц за соответствующий период 2021 года (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс., против 57,8 тыс. годом ранее (плюс 31,6%).

Местные компании по производству автомобилей в регионе работают относительно хорошо, опережая остальной автопарк РК в целом. Из 10 автомобилей, зарегистрированных в этом парке, 7 устарели.

В 2022 году количество аварий на дорогах страны значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. С начала года по апрель годовой прирост составил 2,9%, а с мая по декабрь этот показатель подскочил до 7,7%. В результате общее число ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.

«Причём ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь—апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020-м годовой рост количества ДТП по итогам января—апреля составлял 10,3%, а вот по итогам мая—декабря — лишь 0,8% (и итоговый рост за год — на 3,1%)», — отмечают аналитики.

Недавняя ликвидация «Оператора РОП» и передача его обязанностей государственной компании «Жасыл Даму» были восприняты как положительный шаг к большей прозрачности в сборе утильсборов. Однако к остальным моментам остаются вопросы: «кому и для чего нужны были заигрывания со сборами, изменение которых по итогам не принесло стране ничего, кроме автохлама на дорогах — угрозы для экологии и безопасности населения».

Также эксперты считают, что правительство Казахстана внедрило систему субсидированных автокредитов, которая оказала благоприятное воздействие на страну как с экономической, так и с экологической точки зрения. Эта программа позволила гражданам приобретать новые автомобили по гораздо более доступным ценам, стимулируя тем самым рост автомобильной промышленности.

Читайте также:

В Астане временно перекроют улицу Калдаякова
12 мая 2025 в 19:23
ДЧС предупреждает жителей Алматы и области об аномальной жаре
10 мая 2025 в 13:08
Правила дистанционного и онлайн-обучения обновили в Казахстане
12 мая 2025 в 19:01
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
В Казахстане изменился размер квоты для поступления в вузы
12 мая 2025 в 18:34
Три дня подряд отдохнут казахстанцы на Курбан айт
12 мая 2025 в 10:19
Чистая прибыль Kaspi Bank в первом квартале 2025 года выросла на 14%
12 мая 2025 в 18:08
В Казахстане проверяют асфальтовые заводы: уже проверено 80%
11 мая 2025 в 12:37
Air Astana возвращает рейсы в Дели и Мумбаи: с 14 и 19 мая возобновляется полноценное авиасообщение с Индией
12 мая 2025 в 17:57
Утверждены сроки учебного года и экзаменов школьников в 2025 году
11 мая 2025 в 13:39
AI-агенты: новая рабочая сила, которая меняет бизнес
12 мая 2025 в 17:31
Запускаются чартерные рейсы из Казахстана в турецкие Газипашу и Анталью
10 мая 2025 в 15:47
Порядок выдачи и замены паспортов в Казахстане изменится
12 мая 2025 в 17:24
День матерей в Казахстане 11 мая
11 мая 2025 в 11:48
Алматы мен Астананың жаңа құрылыстарындағы пәтерлер сегізінші ай қатарынан қымбаттауда
12 мая 2025 в 17:06
С 11 мая в Казахстане изменятся цены на бензин и дизельное топливо
2 мая 2025 в 22:07
Новостройки в Алматы и Астане дорожают рекордными темпами
12 мая 2025 в 16:58
Ермек Нарымбай арестован на пять суток за нарушение судебного запрета
11 мая 2025 в 10:59
Прокуратурой Алматинской области пресечена деятельность по незаконному контракту
12 мая 2025 в 16:54
День медсестры отмечается в Казахстане
12 мая 2024 в 14:42
Freedom Bank готовится начать работать в Таджикистане
12 мая 2025 в 16:26
В Иртыше подняли воду: как это поможет природе и сельчанам
12 мая 2025 в 08:38
Средняя зарплата казахстанцев в I квартале 2025 года снизилась
12 мая 2025 в 16:14
Лучшие бизнес-идеи для Казахстана в 2023
27 июня 2022 в 21:07