Эксперты: «В Казахстане из-за снижения утильсбора стало больше старых авто»

В мае 2022 года в Казахстане издали приказ о снижении утильсбора на автомобили на 50%, что стало важным событием в автомобильной промышленности. Эксперты провели анализ и узнал, как это решение повлияло не автомобильный рынок страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Тогда популисты утверждали, что снижение или отмена утилизационного сбора может помочь модернизировать автопарк Казахстана. Однако статистика говорит о том, что это вряд ли достижимо за счет импорта новых или «молодых» автомобилей.

Утильсбор и статистика

За 12 месяцев 2022 года на внутреннем авторынке Казахстана было продано 159 800 новых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в предыдущем году. Из них 10 200 были отправлены на экспорт. Из имеющихся внутренних ресурсов казахстанские производители поставили 60,8%, что составило 103 300 автомобилей — 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6%, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2% от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).

Внесение изменений в законодательство Казахстана оказало значительное влияние на автомобильный рынок. Несмотря на это, статистика показывает, что доля казахстанских автомобилей на рынке осталась неизменной и составляет 61%. Удивительно, но уровень производства даже вырос. Например, за январь-апрель 2022 года произошло увеличение на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по итогам мая—декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после.

Введение налогов и сборов, аналогичных утилизационному сбору в Казахстане, является многогранным подходом к обеспечению как защиты окружающей среды, так и поддержки местного производства. Казахстанский автопром является ключевым игроком на автомобильном рынке страны.

Правительство Казахстана предостерегли от популистской позиции в вопросе снижения утилизационного сбора и других сборов, связанных с регистрацией автомобилей. Хотя это может показаться привлекательным решением, оно мало что даст для улучшения обновления автопарка, так как только откроет рынок для притока старых автомобилей.

Производство

С февраля 2022 года в БНС АСПиР РК изменили систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.

«Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счёт увеличения количества новых авто (младше трёх лет) на 22,2 тыс., до 291,7 тыс. машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс. авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тыс., а ещё 33,7 тыс. составили автомобили старше десяти лет, причём 22,8 тыс. из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет», — говорят эксперты.

Несмотря на снижение утилизации, автомобильная промышленность РК показала себя, независимо от этой ситуации. С января по май 2022 года общее количество произведенных автомобилей составило 30,7 тыс. единиц, что значительно больше, чем 26 тыс. автомобилей, произведенных за тот же период времени в 2021 году (рост на 18%). Из них 27,3 тыс. были легковыми автомобилями, что на 19,2% больше по сравнению с 22,9 тыс. единиц, произведенных в 2021 году.

Производство автотранспортных средств в период с мая по декабрь этого года значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, было произведено 83,2 тысячи единиц, что на 23,3% больше, чем 67,5 тысяч единиц за соответствующий период 2021 года (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс., против 57,8 тыс. годом ранее (плюс 31,6%).

Местные компании по производству автомобилей в регионе работают относительно хорошо, опережая остальной автопарк РК в целом. Из 10 автомобилей, зарегистрированных в этом парке, 7 устарели.

В 2022 году количество аварий на дорогах страны значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. С начала года по апрель годовой прирост составил 2,9%, а с мая по декабрь этот показатель подскочил до 7,7%. В результате общее число ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.

«Причём ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь—апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020-м годовой рост количества ДТП по итогам января—апреля составлял 10,3%, а вот по итогам мая—декабря — лишь 0,8% (и итоговый рост за год — на 3,1%)», — отмечают аналитики.

Недавняя ликвидация «Оператора РОП» и передача его обязанностей государственной компании «Жасыл Даму» были восприняты как положительный шаг к большей прозрачности в сборе утильсборов. Однако к остальным моментам остаются вопросы: «кому и для чего нужны были заигрывания со сборами, изменение которых по итогам не принесло стране ничего, кроме автохлама на дорогах — угрозы для экологии и безопасности населения».

Также эксперты считают, что правительство Казахстана внедрило систему субсидированных автокредитов, которая оказала благоприятное воздействие на страну как с экономической, так и с экологической точки зрения. Эта программа позволила гражданам приобретать новые автомобили по гораздо более доступным ценам, стимулируя тем самым рост автомобильной промышленности.

Читайте также:

АҚШ пен Қытайдың сауда қақтығысының әсері алдағы апталарда Қазақстанға жетеді: Сарапшылар дабылдар салдары жүйелі болғанға дейін үкіметке дер кезінде жетуі тиіс екенін ескертуде
19 апреля 2025 в 18:11
Kaspi обновил условия по Накопительному депозиту: до 18% годовых и удобное пополнение
18 апреля 2025 в 14:14
Смертельное ДТП в Акмолинской области: одного ребенка доставят домой при помощи санавиации
19 апреля 2025 в 17:41
Осторожно: в эту любовную ловушку легко попасть. Ее описал еще Платон
16 апреля 2025 в 16:51
Рубль 2025 жылдың ең кірісті валютасына айналды
19 апреля 2025 в 17:17
В ДТП под Степногорском погибли четыре человека
24 марта 2025 в 15:50
2025 жылғы 1 мамырдан бастап Ресей мұнайын Қытайға транзиттеу құнының бөлінісіне өзгерістер күшіне енеді
19 апреля 2025 в 16:45
Halyk Bank меняет тарифы: что это значит для предпринимателей
18 апреля 2025 в 13:39
Цены на яйца пошли вниз: какие ещё продукты подешевели в Казахстане
19 апреля 2025 в 16:27
Бизнес массово выводит деньги из банков: уже больше 214 млрд тенге
18 апреля 2025 в 13:55
Ұлттық банк банктер мен айырбастау пункттері үшін алтын құймаларын сатуды тоқтатты: Нарық алтынның жаңа бағасын күтіп іштен тынып тұр
19 апреля 2025 в 15:36
Freedom Bank поднимает ставки по вкладам: вкладчики еще одного депозита получат повышенную ставку ГЭСВ
17 апреля 2025 в 16:47
Курсы валют в обменниках Астаны, Алматы и Шымкента на 19 апреля: доллар торгуется выше 521 тенге
19 апреля 2025 в 15:10
Home Credit Bank повышает ГЭСВ: вкладчики одного из депозитов получат теперь 17%
18 апреля 2025 в 09:38
Токаев встретился с министром энергетики России: о чём говорили в Акорде
19 апреля 2025 в 13:19
ForteBank: программа льготного автокредитования, список авто и условия
17 апреля 2025 в 17:40
В Акмолинской области в ДТП попал автобус с футбольной командой: погиб тренер
19 апреля 2025 в 12:53
С начала месяца тенге ослабел: как хранить деньги
18 апреля 2025 в 16:41
Депутаттар елімізде цифрлық активтермен операциялар үшін жеке платформа құруды – гибридті платформа құруды ұсынды: ҰБ төрағасы Тимур Сүлейменов бұл ұсыныс әзірге жоспарда жоқ екенін айтты
19 апреля 2025 в 12:36
Freedom Bank повысил ставки по двум депозитам до 18,5% годовых
16 апреля 2025 в 09:43
В Алматы начался тест детских SIM-карт: они защитят от опасного контента
19 апреля 2025 в 11:34
Тестовая эксплуатация LRT в Астане планируется в сентябре: уже озвучена стоимость проезда
17 апреля 2025 в 16:51
На волне цифровых запросов времени
19 апреля 2025 в 10:51
Jusan Bank подготовлен к продаже: Вячеслав Ким подтвердил интерес к покупке
18 апреля 2025 в 20:17