Эксперты: «В Казахстане из-за снижения утильсбора стало больше старых авто»

В мае 2022 года в Казахстане издали приказ о снижении утильсбора на автомобили на 50%, что стало важным событием в автомобильной промышленности. Эксперты провели анализ и узнал, как это решение повлияло не автомобильный рынок страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Тогда популисты утверждали, что снижение или отмена утилизационного сбора может помочь модернизировать автопарк Казахстана. Однако статистика говорит о том, что это вряд ли достижимо за счет импорта новых или «молодых» автомобилей.

Утильсбор и статистика

За 12 месяцев 2022 года на внутреннем авторынке Казахстана было продано 159 800 новых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в предыдущем году. Из них 10 200 были отправлены на экспорт. Из имеющихся внутренних ресурсов казахстанские производители поставили 60,8%, что составило 103 300 автомобилей — 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6%, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2% от ресурсов, против почти половины в предыдущем году).

Внесение изменений в законодательство Казахстана оказало значительное влияние на автомобильный рынок. Несмотря на это, статистика показывает, что доля казахстанских автомобилей на рынке осталась неизменной и составляет 61%. Удивительно, но уровень производства даже вырос. Например, за январь-апрель 2022 года произошло увеличение на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по итогам мая—декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после.

Введение налогов и сборов, аналогичных утилизационному сбору в Казахстане, является многогранным подходом к обеспечению как защиты окружающей среды, так и поддержки местного производства. Казахстанский автопром является ключевым игроком на автомобильном рынке страны.

Правительство Казахстана предостерегли от популистской позиции в вопросе снижения утилизационного сбора и других сборов, связанных с регистрацией автомобилей. Хотя это может показаться привлекательным решением, оно мало что даст для улучшения обновления автопарка, так как только откроет рынок для притока старых автомобилей.

Производство

С февраля 2022 года в БНС АСПиР РК изменили систему подачи информации, поэтому именно с этого момента и стоит сравнивать данные.

«Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счёт увеличения количества новых авто (младше трёх лет) на 22,2 тыс., до 291,7 тыс. машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс. авто, однако рост количества новых среди них — всего 28,2 тыс., а ещё 33,7 тыс. составили автомобили старше десяти лет, причём 22,8 тыс. из них — и вовсе рухлядь старше двадцати лет», — говорят эксперты.

Несмотря на снижение утилизации, автомобильная промышленность РК показала себя, независимо от этой ситуации. С января по май 2022 года общее количество произведенных автомобилей составило 30,7 тыс. единиц, что значительно больше, чем 26 тыс. автомобилей, произведенных за тот же период времени в 2021 году (рост на 18%). Из них 27,3 тыс. были легковыми автомобилями, что на 19,2% больше по сравнению с 22,9 тыс. единиц, произведенных в 2021 году.

Производство автотранспортных средств в период с мая по декабрь этого года значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, было произведено 83,2 тысячи единиц, что на 23,3% больше, чем 67,5 тысяч единиц за соответствующий период 2021 года (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс., против 57,8 тыс. годом ранее (плюс 31,6%).

Местные компании по производству автомобилей в регионе работают относительно хорошо, опережая остальной автопарк РК в целом. Из 10 автомобилей, зарегистрированных в этом парке, 7 устарели.

В 2022 году количество аварий на дорогах страны значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. С начала года по апрель годовой прирост составил 2,9%, а с мая по декабрь этот показатель подскочил до 7,7%. В результате общее число ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП.

«Причём ситуацию не объяснить сезонностью, так как наиболее опасные месяцы зимы приходятся именно на первый период (январь—апрель включительно). К тому же, если рассмотреть показатели 2021 года, то в сравнении с 2020-м годовой рост количества ДТП по итогам января—апреля составлял 10,3%, а вот по итогам мая—декабря — лишь 0,8% (и итоговый рост за год — на 3,1%)», — отмечают аналитики.

Недавняя ликвидация «Оператора РОП» и передача его обязанностей государственной компании «Жасыл Даму» были восприняты как положительный шаг к большей прозрачности в сборе утильсборов. Однако к остальным моментам остаются вопросы: «кому и для чего нужны были заигрывания со сборами, изменение которых по итогам не принесло стране ничего, кроме автохлама на дорогах — угрозы для экологии и безопасности населения».

Также эксперты считают, что правительство Казахстана внедрило систему субсидированных автокредитов, которая оказала благоприятное воздействие на страну как с экономической, так и с экологической точки зрения. Эта программа позволила гражданам приобретать новые автомобили по гораздо более доступным ценам, стимулируя тем самым рост автомобильной промышленности.

Читайте также:

Почти 900 млн долларов США начислено по программе «Национальный фонд – детям»
31 января 2025 в 10:56
Приказ подписан. В Казахстане официально отменили госрегулирование цен на бензин
29 января 2025 в 16:53
Порог проверок поднимут: в Казахстане начнут отслеживать мобильные переводы от 1 млн тенге
31 января 2025 в 10:48
Доллар продолжает дешеветь по отношению к тенге
28 января 2025 в 15:37
Тенге прогнозируют сильное обесценивание в 2025 году
31 января 2025 в 10:22
Штраф за прогрев авто: депутат назвал это абсурдом и потребовал отмены
29 января 2025 в 21:26
Вымогательство и грабеж: преступную группу задержали в Астане
31 января 2025 в 10:10
Тимур Сулейменов: «Курс тенге нашёл свой новый фундаментальный уровень»
28 января 2025 в 13:10
«Банк ЦентрКредит» хочет досрочно вернуть госпомощь
31 января 2025 в 09:52
«Банк ЦентрКредит» изменил тарифы на внесение наличных через кассу
29 января 2025 в 16:48
Министерство водных ресурсов завершило реконструкцию Кызылординского гидроузла, который не могли достроить 5 лет
31 января 2025 в 09:45
В Алматы временно будет ограничено движение 30 и 31 января
29 января 2025 в 10:25
В рамках Года рабочих профессий в области Жетісу стартовал передвижной культурный караван «Еңбекпен ер атанған»
31 января 2025 в 09:33
АРРФР назвали лидеров среди казахстанских банков по числу нарушений и штрафов
28 января 2025 в 11:42
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 31 января
31 января 2025 в 09:11
Средняя ставка по теньговым депозитам юридических лиц поднялась до 14%
28 января 2025 в 15:26
Важное заявление сделали для студентов в Казахстане
30 января 2025 в 21:51
Токаев высказался о штрафах в Казахстане
28 января 2025 в 14:00
Алматы – город лидер по снятию наличных в Казахстане
30 января 2025 в 20:44
Анализ валютного рынка: спрос казахстанцев на валюту стал аномально низким
27 января 2025 в 18:31
Победа будет только за ними: назван знак Зодиака, которому сильно повезет в конце января
30 января 2025 в 20:32
С 1 февраля в Казахстане увеличат максимально допустимые цены на автогаз
30 января 2025 в 18:42
Некоторые рейсы в алматинском аэропорту задерживаются из-за снегопада
30 января 2025 в 19:54
Жумангарин: События января 2022 года, надеюсь, не повторятся
28 января 2025 в 19:19