Исследование, проведенное Агентством по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана в 2022 году, показало, что мошенничество является одним из наиболее распространенных уголовных преступлений в финансовой системе. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на «Финграмоту».
Анализ показал, что наиболее распространенные подходы, используемые мошенниками, включают кражу личной информации через обманные электронные письма и мобильные приложения, маскируясь под сотрудников службы безопасности банковского учреждения, чтобы обманом заставить клиентов предоставить доступ к своим счетам на мобильных устройствах.
Результаты опроса показали, что значительная часть респондентов сталкивалась с финансовым мошенничеством. Из них 34,2% сообщили, что сталкивались с вишингом — мошенническими действиями по телефону — за ними следуют 32,7% респондентов, которые сообщили, что сталкивались с фишингом, или мошенничеством через Интернет. Кроме того, 21,6% признались, что сталкивались с финансовыми пирамидами и 11,5% – с платежными картами.
Поскольку численность пенсионеров продолжает расти, финансовое мошенничество становится все более распространенной проблемой. Пенсионеры особенно уязвимы для такого рода мошенничества: в ходе опроса выяснилось, что более 50% людей в возрасте 63 лет и старше не смогли распознать потенциальное мошенничество, когда оно произошло. Хуже того, 6,3% опрошенных частично передавали информацию преступникам и никогда не уточняли данные организации, от которой звонил преступник.
Мошенники постоянно ищут новые способы обмануть ничего не подозревающих граждан. Одним из наиболее распространенных методов, используемых этими преступниками, является использование большого количества обманных ссылок. Используя специальный тип программного обеспечения, известный как SIP-телефония, они могут эффективно клонировать телефонные номера, принадлежащие казахстанским финансовым учреждениям.
Для того чтобы выманить у людей деньги, мошенники используют «подставных лиц» — ничего не подозревающих людей, которых легко одурачить и заманить перспективой быстрой финансовой выгоды. При проведении следственных мероприятий правоохранительные органы, в первую очередь, выходят на посредников.
Что делать, если уже перевели деньги мошенникам?
Если вы перевели средства мошенникам, важно действовать быстро. Обратитесь в свой банк и поговорите с менеджером о том, как вы можете вернуть свои деньги. Если транзакция продолжается, то, возможно, вы сможете отменить ее, чтобы избежать потерь. Обязательно напишите заявление на возврат денег за последнюю операцию. Возврат средств или последней операции банками осуществляется от нескольких часов до 60 дней.
Важно принять срочные меры, если перевод средств произошел без вашего согласия. В этом случае лучше всего сразу же обратиться в правоохранительные органы. Согласно статье 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан, потерпевшие имеют право подать исковое заявление в суд на мошеннические действия, совершенные третьими лицами.
Финансовые учреждения, такие как банки, уделяют большое внимание обеспечению безопасности своих транзакций. Однако мошенники обычно не ставят целью техническую защиту этих организаций, а используют наивность клиентов. Для борьбы с этим банки предлагают клиентам подписываться на SMS- или push-уведомления. Это обеспечивает мгновенное оповещение при совершении транзакции.
При использовании карты для повседневных расходов важно не хранить на ней большие суммы денег. Хранение слишком большого количества денег на одной карте может сделать вас уязвимым в случае кражи или других непредвиденных обстоятельств. Разумнее всего сделать внутренний банковский перевод с вашего основного счета или депозита, поскольку большинство банков предоставляют такие операции бесплатно.
Что делать, если мошенники оформили на меня фиктивные кредиты?
Если вы обнаружили, что мошенники оформили на ваше имя фиктивные кредиты, важно немедленно принять меры. Если ваша личная и платежная информация будет скомпрометирована, вы рискуете понести серьезные финансовые потери.
Незаконное оформление кредита может иметь серьезные последствия, если оно останется незамеченным. Чтобы не стать жертвой такого случая, необходимо регулярно проверять свою кредитную историю. Получить персональный кредитный отчет можно в Государственном кредитном бюро, Первом кредитном бюро, ЦОНах или через портал egov.kz.
Если вы стали заложником чужого кредита, то первым делом необходимо выяснить название кредитной организации, которая его выдала. После этого необходимо составить заявление на имя кредитной организации и подать его вместе с заявлением. Кроме того, необходимо подать жалобу в местные правоохранительные органы. Ваши заявления должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.
При запросе внутреннего расследования у кредитной организации важно получить копии договора и приложений к нему, документы, удостоверяющие личность, и данные о счете, на который были переведены средства. Вам необходимо будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.
Если финансовое учреждение не предоставляет необходимые документы по запросу, можно подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан.
В случае вынесения судом решения в вашу пользу, кредитная организация должна:
- прекратить требовать с вас оплату долга;
- списать задолженность;
- направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.
Как защитить себя и близких от уловок мошенников?
Финансовое мошенничество — серьезная проблема, и важно знать, как защитить себя и своих близких от махинаций мошенников. Для обеспечения безопасности существуют некоторые основные правила, которым должны следовать граждане.
Во-первых, если вам звонит человек, выдающий себя за сотрудника банка или другого финансового учреждения, помните, настоящий банковский менеджер или операторы колл-центров финансовых институтов никогда не будут запрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам. Если у вас есть сомнения, то самостоятельно наберите официальный номер контакт-центра своего банка.
Если с вами связался человек, утверждающий, что он из правоохранительных органов, не паникуйте. Важно узнать конкретные подробности о предполагаемом преступлении и его обстоятельствах. Убедитесь, что вы понимаете, из какого полицейского управления этот человек. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК или районного отделения полиции.
Когда речь идет о заработке в Интернете, опасайтесь предложений, которые утверждают, что гарантируют вам возврат 99% ваших инвестиций. Не ведитесь на сайты с опросами, которые обещают, казалось бы, невозможные доходы — они часто являются мошенническими и требуют предоставления личной информации для получения доступа, что может привести к дальнейшим проблемам. Даже если вы сделаете это из-за простого любопытства и зарегистрируете ненастоящие номера, то это чревато последствиями.
Важно никогда не разглашать личную информацию, такую как данные банковской карты и срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обратной стороне карты для аутентификации), кодовое слово или остаток средств на вашем счету. Кроме того, не сообщайте SMS/ push-коды для подтверждения платежей, перевода и т. д.
Пожилые родственники — одна из самых уязвимых мишеней для мошенников и других злоумышленников, которые часто используют сложные методы, чтобы обмануть их. Обязательно расскажите пожилым родственникам об этих уловках.
Читайте также:
- Мошенники активизировались по поводу внесудебного банкротства в Казахстане
- Новый вид мошенничества: гражданам РК предлагают оплатить штраф за посещение порносайтов
- С начала года в Казахстане заблокировали восемь миллионов звонков от мошенников