Казахстан готовится к важному политическому событию – парламентским выборам, запланированным на 19 марта.
Эта дата уже знаменательна для казахского народа — 19 марта 2019 года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ушел в отставку с потса, который он занимал в течение почти трех десятилетий. С тех пор у Казахстана появился новый президент, Касым-Жомарт Токаев, бывший карьерный дипломат и политик, который вступил в должность после внезапного ухода Назарбаева. Когда в июне 2019 года и ноябре 2022 года состоялись фактические президентские выборы, Токаев одержал убедительные победы в обоих конкурсах. За годы своего пребывания в должности Токаев сосредоточился на преобразовании Казахстана посредством существенных политических и экономических реформ.
Первые годы Токаева как президента
В течение первого года своего пребывания в должности Президент Токаев указал, что Казахстан улучшит политическую обстановку, сократит президентские полномочия и усилит роль Парламента в процессе принятия решений. Он также пообещал упростить доступ для оппозиционных партий, чтобы завоевать парламентское представительство.
Он закончил свой первый год, предложив несколько инициатив по реформе на сессии Национального совета общественного доверия. Этот совет был создан Токаевым в 2019 году и послужил важной площадкой для диалога между органами государственной власти и гражданскими активистами в Казахстане. В своих предложениях совету Токаев поднял идею сокращения вдвое количества подписей, которые партии должны собрать для регистрации оппозиционной партии, снизив требование с 40 000 подписей до 20 000. Он также рассказал о декриминализации законов о клевете для улучшения свободы прессы в стране. В дополнение к этим мерам президент призвал к либерализации законодательства о публичных собраниях, чтобы облегчить людям организацию мирных политических протестов.
Второй год Токаева
В 2020 году некоторые из этих идей материализовались в реальные законодательные изменения. Помимо них, Токаев также внес важное структурное изменение в функционирование парламента, законодательно введя парламентскую оппозицию в Мажилис, нижнюю палату парламента.
Эта новая организационная структура позволила политическим партиям, не входящим в парламентское большинство, выдвигать свою собственную повестку дня, предлагать альтернативные законопроекты, проводить публичные слушания и выступать во время парламентских сессий.
Изменения в избирательном законодательстве в 2020 году также включали в себя установление системы квот, в которой парламентские партийные списки и маслихаты (местные представительные советы) должны иметь среди своих членов не менее 30 процентов женщин и людей до 29 лет.
Следующий год Токаева
В 2021 году в Казахстане прошли парламентские выборы. Действующая пропрезидентская партия победила с большим отрывом. Правящая партия «Нур Отан» (известная после февраля 2022 года как «Аманат») набрала 71,1 процента голосов. «Ак жол», вторая по величине партия, набрала 10,9 процента.
В мае 2021 года Токаев утвердил несколько ключевых электоральных изменений. Он снизил порог для партий для прохождения в парламент с 7 до 5 процентов. Он ввел прямые выборы местных акимов малых городов и сел, которые ранее выдвигались назначенными местными должностными лицами и утверждались местными советами.
2022 год
В 2022 году Казахстан столкнулся с масштабным вызовом, который радикально изменил рамки его политической системы. В январе драматические беспорядки распространились по всему Казахстану, а насильственные политические беспорядки потрясли страну. Ужасающие события января послали громкий тревожный звонок казахстанским властям, побудив руководство наметить новую программу реформ.
Стало очевидно, что население страны устало от праздных разговоров о политических реформах и желают радикальных изменений. Беспорядки также подтвердили, что подлинная стабилизация политической ситуации в Казахстане будет возможна только в том случае, если правительство удовлетворит социально-экономические потребности населения.
В свете этих событий президент представил новые идеи во время своего обращения к нации в марте 2022 года. В своем выступлении под названием «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» Токаев предложил радикальные изменения, которые потребовали многих поправок в Конституцию Казахстана.
В частности, реформы были сосредоточены вокруг ограничения президентских полномочий, делегирования большего количества полномочий парламенту и перехода Казахстана от «суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом». Реформы также включали такие меры, как введение запрета на то, чтобы родственники президента занимали руководящие должности в государственных органах и квазигосударственных компаниях. Кроме того, Токаев также предложил запретить председательствовать.Право председательствовать в политических партиях.
Также, реформы были направлены на перевод избирательной системы с полностью пропорциональной системы на смешанную модель. В этой смешанной модели 70 процентов членов Мажилиса должны были быть выбраны на пропорциональной основе и 30 процентов – на основе получения большинства голосов. Другими словами, предлагаемое изменение заключалось в том, чтобы 30 процентов мест избирались большинством голосов в одномандатных округах.
В своем обращении Токаев также предложил сократить квоту для президентских назначенцев в Сенат с 15 до 10 процентов. Он озвучил идею о том, что Сенат должен быть освобожден от полномочий изменять или возвращать законопроекты, принятые Мажилисом. Это привело бы к тому, что Сенат имел бы право только утверждать или отклонять законопроекты.
Президент также объявил, что нижняя палата будет уполномочена утверждать кандидатуры на пост председателя Конституционного суда (органа, пришедшего на смену Конституционному совету) и Высшего судебного совета. Наконец, Токаев предложил снизить барьеры для создания политических партий за счет 75-процентного сокращения количества подписей, необходимых для формирования политической партии. Это привело к сокращению с 20 000 подписей до 5 000. Он также предложил сократить минимальное число членов, требуемых в региональных отделениях, с 600 до 200.
Пакет реформ, сопровождаемый серьезными конституционными поправками, был одобрен 77 процентами избирателей на референдуме, состоявшемся в июне 2022 года.
Реферндум
Хотя до сих пор ведутся некоторые дебаты о поспешном характере референдума и принятых поправок, не может быть никаких сомнений в том, что они представляли собой попытку реальных изменений. Они были частью усилий правительства по реагированию ощутимыми реформами, когда стало ясно, что Казахстан нуждается в мерах по сокращению президентских полномочий и поощрению политического плюрализма и конкуренции.
19 января, когда Токаев распустил нижнюю палату парламента, он объявил о предстоящих выборах, запланированных на 19 марта. Эти выборы являются значительным шагом на пути реформ, которые Президент Токаев намечает, чтобы противостоять огромным внутренним и международным вызовам, с которыми в настоящее время сталкивается Казахстан.
Президент Токаев считает, что новый избирательный цикл перезагрузит политическую систему. Выборы «придадут новый импульс всесторонней модернизации страны». Согласно его недавнему заявлению, предстоящие парламентские выборы являются логическим продолжением конституционных реформ, принятых в 2022 году, когда насильственные общенациональные беспорядки подтолкнули власти к разработке всеобъемлющей программы экономических и политических реформ.
Надежда
Есть надежда, что предстоящие парламентские выборы, которые пройдут в рамках новой, смешанной избирательной системы, принесут изменения и будут способствовать демократизации и политической либерализации в Казахстане. На этот раз 70 процентов кандидатов в нижнюю палату будут избраны по партийным спискам, а остальные 30 процентов будут избраны в своих округах.
Это означает, что независимые кандидаты могут получить шанс быть избранными через долгое время. На выборах также примут участие две новые партии — партия зеленых, известная как «Baitaq», и правоцентристская партия Respublica (у обеих есть кандидаты, которые, вероятно, выиграют несколько мест).
Есть надежда, что в будущем Казахстан действительно будет продвигаться к большей политической либерализации и созданию более сильного парламента. Реформы, предложенные Президентом Токаевым, являются многообещающими. Они могут послужить прочной основой для создания по-настоящему многопартийной системы, помочь внедрить эффективные механизмы надзора и повысить подотчетность на разных уровнях правительства Казахстана.
События января 2022 года не только изменили подход к удовлетворению потребностей казахстанского населения, но и поставили новые и серьезные вопросы о социально-экономической политике страны. Построение более демократической политической системы будет иметь большое значение для того, чтобы показать народу Казахстана, который в настоящее время разочарован падением уровня жизни и пустыми политическими обещаниями, что лучшее будущее возможно. Предстоящие выборы станут первым реальным испытанием приверженности Казахстана демократическим изменениям. Только время покажет, пройдет ли Казахстан и его президент, настроенный на реформы, это испытание.
Автор является аналитиком со степенью магистра экономики Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и более чем 20-летним опытом работы в правительстве Казахстана. Она специализируется на макроэкономике, товарных и финансовых рынках, а также экономической и социальной политике в Казахстане и во всем мире.