Уже второй год правительство Казахстана говорит о том, как пытается сдержать цены на важнейшие продукты питания. Речь идет о социально значимых продовольственных товарах (СЗПТ). Однако про многие другие важные вопросы власти молчат. Корреспондент Bizmedia.kz реши разобраться и узнать, что дорожает в нашей стране помимо еды.
Сразу отметим, рост цен на абсолютно все товары и продукты стал следствием не только внутренних проблем, но и мировых. Например, доставка в Казахстан некоторых импортных товаров логично подорожала из-за логистики. Но все же вопрос в том, почему правительство так зациклена на СЗПТ, забывая о таких важных вещах как, например, лекарства, автомобили, лечение, жилье и так далее.
Статистика
Чтобы аргументировать свои размышления, нашли наиболее свежие данные по просту цен на различные виды товаров: от лекарств до одежды.
Лекарства
Буквально 10 дней назад вице-министр здравоохранения Казахстана Жандос Буркитбаев заявил, что за 2022 год цены на лекарства изменились на 64% позиций, из которых 29% подорожали в среднем на 30%.
А вот в исследовании Energyprom, которое было опубликовано почти под конец прошлого года, говорилось, что стоимость лекарств за 10 месяцев подскочила на 13,3%.
Кроме того, больше всего от роста цен пострадали жители Алматы, где за год стоимость выросла на 17,5%. Другие регионы, где наблюдался значительный рост цен, включают Мангистауская (17,1%), Актюбинская (16,7%), Жетысуская (16,2%) и Жамбыская (плюс 14,4%) области. Наименьший годовой рост цен был зафиксирован в Кызылординской области: «всего» на 8,9%.
Одежда
Про одежду и вовсе не слышно от правительства. Но при этом она тоже дорожает. Об этом, кстати, сообщал Национальный банк, но как-то без особых цифр. Но зато мы опять нашли анализ от Energyprom. Правда, он ноябрьский, но прошло всего 3 месяца.
По итогам октября 2022 года цены на одежду в Казахстане за последние 12 месяцев выросли на 14,6%. Это подорожание в основном ощутили жители столицы — сразу на 25% за год. В Кызылординской и Акмолинской областях произошло столь же резкое подорожание на 19,8% и 19%. Наименьший годовой рост был зафиксирован в Актюбинской области: «всего» на 9,7%. Мужская одежда подорожала на 14% за год, женская — на 14,1%, детская — на 17,2%.
Авто
Пару слов нужно сказать и о машинах. К примеру, в 2022 году в нашу страну привезли 67 394 легковых авто (без учета серого импорта). И это намного меньше, чем в 2021-м, когда привезли свыше 80 тысяч. Однако если считать в деньгах, то рост составил 35,7%, превысив $1,8 млрд. То есть средняя стоимость одного ввезенного авто выросла за год более, чем на 60% — с $16,7 тыс до $27 тыс.
К слову, даже стоимость поездки на такси в Казахстане возросла, увеличившись на 12,2% по сравнению с предыдущим годом.
Про жилье и многих других вещах тоже можно написать, но считаем, что про недвижимость и ее подорожание знают все и без статистики. Также все понимают, насколько выросла и аренда квартир. Перейдем к главному.
Вопрос
Главный вопрос, который следовало бы задать, — насколько эффективны усилия правительства и акиматов по регулированию цен на 19 социально значимые продовольственные товары?
Таким же вопросом задались авторы канала в телеграм DESHT и сделали некоторые расчеты. Нужно перемножить СЗПТ на подушевое потребление из опросов домохозяйств. Получится, что с учетом подушевого потребления по данным обследований домохозяйств, общие расходы всех людей за год составляют около 3 триллионов тенге (+/- триллион). Это означает 12 тысяч тенге в месяц на каждого человека.
Однако, как пишут эксперты, конечное потребление граждан в Казахстане гораздо выше, чем первоначально предполагалось, всего в 10 раз. В действительности, средние домохозяйства могут тратить до 150 тысяч тенге в месяц на человека, или 35-40 триллионов тенге в год в общем. Но что делать с ценами на остальные товары и услуги, которых 90%? Речь идет об одежде, лекарствах, школьных принадлежностях, бытовых приборах, авто, жилье и лечении.
Вывод
Это прискорбная реальность, когда огромное количество времени и ресурсов правительства направляется на сдерживание цен лишь на крошечную часть товаров (продуктов), в то время как стоимость остальных важных вещей растет в геометрической прогрессии (авто, одежда, лекарства, жилье, аренда). Это явление можно в значительной степени отнести на счет исполнительной власти и ее ошибочных попыток регулировать рынок.
Когда речь идет о росте цен, действует универсальное правило: если стоимость товаров и услуг растет везде и на все, проблема заключается не в отдельных местных органах власти и даже не в отдельных рынках, а скорее во всеобъемлющем экономическом явлении.
Заключение
Когда речь идет об огромном количестве задач, которые необходимо решить правительственному аппарату, часто бывает трудно определить и правильно расставить приоритеты, какие из отдельных пунктов должны быть выполнены в условиях ограниченного времени и ресурсов. Поэтому проблему, возможно, нужно решать комплексно, не гонясь за продуктами, помнив и об одежде, к примеру, для детей.
И делать это нужно не влезая в бизнес. Потому как есть яркий пример этого. Введение государственного контроля цен на продукты оказало крайне негативное влияние на конкурентную среду рынка, дестабилизировав Small и Magnum. По сути, им не позволяют устанавливать собственные цены, искажая их способность конкурировать.
Читайте также: