Эксперт объяснил, почему у льготного автокредитования много проблем

Финансовый эксперт и автор Телеграм-канала «Комментарий» Эльдар Шамсутдинов рассказал о проблемах льготного автокредитования в Казахстане, сообщает Bizmedia.kz. Далее будет идти речь только от его имени.

Почему МИИР лоббируют интересы автомобильной отрасли? Ответ во втором вопросе. Что МИИР хочет от автопроизводителей?

Начнем с изучения истории в википедии. Казахстанскому автомобилестроению в марте исполнится 20 лет, за этот срок было выпущено/собрано 527 тысяч автомобилей, в том числе грузовых, пассажирских и прицепов. Большая ли это цифра? В целом да, но нужно учитывать что основной прирост выпуска начался в 2018 году, когда прижали Балушкина (Азия Авто) и продали китайцем контролирующую долю (51%) в Allur.

В принципе можно сказать что отрасль устойчивая, бизнес завозит в упрощенном режиме автокомплекты и собирает из них автомобили на которые есть спрос как внутри страны, так и у северного соседа. Если казахстанцы не смогут покупать автомобили из-за дороговизны автомобиля и недоступности кредита, то в России спрос будет обеспечен минимум на 5 лет. С учетом того, что горизонт планирования у бизнеса 3 года, у отрасли проблем нет.

Тогда зачем нужно льготное кредитования за счет бюджетных средств? Нужно понять что не бизнес принимает решение о льготном кредитовании, это делает Правительство в лице МИИР. Но зачем?

Дело в том, что сегодняшние министры это люди с быстрым ростом, которые дальше министра не видят карьерного роста, а срок их министерской деятельности ограничен. А как тогда оставить оставить след в истории? Министр, как и любой бюрократ, хочет оставить след в истории. Как оставить след если карьера на пике?

Написать программный документ. При чем работать по нему не обязательно, тк документ долгосрочный, а должность нет. Плюс у тебя появляется возможность сказать что «у меня была стратегия как реформировать отрасль, но мне не дали ее закончить».

Окей, есть институциональная память, меняется министр, но министерство даже с учетом реструктуризации все равно остается. И вот здесь начинается основная проблема.

При быстрой сменяемости визионеров с низким уровнем проработки своего видения, госаппарат заменяет стратегическое видение и формирование будущего решением четко установленных задач. Потому что госплан осязаем, его можно видеть и потрогать в короткий срок, произвести 100 тысяч автомобилей, создать 50 000 рабочих мест, это все элементы госплана, микроменеджмента Правительства.

Поэтому на вопрос что хочет правительство от автопроизводителей? 

Есть ответ. Правительство хочет решения четко поставленных задач, например в 2021 решались такие задачи, как:

Причем даже здесь четкий и количественный пункт только 1, потому что его можно решить за счет отраслевых протекционистских мер. Если упростить, то это четкая задача для бухгалтерии и финдепа, бюджетирование и ассигнование отрасли. 

Здесь нет такого пункта, как решить проблему технологического отставания или попроще законтачить металлопроизводителей, конструкторские бюро и автодилеров для производства собственных кузовов. Только четкие задачи из To Do списка.

А какое же тогда у Правительства видение будущего казахстанского автопрома через 15 — 25 лет? 

Его нет, потому что у бухгалтера и финдира нет функции стратегического прогнозирования. На мой взгляд здесь ответ, на вопрос «Кто виноват?», виновато желание госаппарата заниматься только микроменеджментом, и игнорировать формирование будущего.

Что делать? 

Заниматься формированием будущего, развивать видение. Нанимать министров у которых есть этот навык и которые готовы вести дискуссию с публичным полем, готовых защищать свое видение будущего. Понимаю что это очень утопично, но народ который не видит свое будущее всегда будет аутсайдером и проигрывать конкуренцию на мировой арене. 

Читайте также:

Ипотека для технических специалистов: «Наурыз жұмыскер» появится в марте
23 января 2025 в 21:57
Землю у Казахстана на 49 лет арендует США
22 января 2025 в 10:42
Казахстанский футболист уезжает в Челси: сделка за €4,3 млн
23 января 2025 в 21:52
Казахстан ведет себя максимально ответственно – политолог о расследовании крушения самолета в Актау
22 января 2025 в 16:16
ТОП-3 социальных выплат в Казахстане за 2024 год
23 января 2025 в 21:23
ВАП: Граждане Центральной Азии перевели домой в 7 раз больше заработанных средств, чем заработали
21 января 2025 в 15:14
Ограничение на покупку картофеля: в Астане ввели лимит
23 января 2025 в 20:44
Рейтинг вузов Казахстана 2025: заявление НПП «Атамекен»
22 января 2025 в 19:15
В посольствах Казахстана начнут выдавать ИИН иностранцам
23 января 2025 в 19:58
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 23 января
23 января 2025 в 08:25
Прогноз погоды в Астане на ближайшие 3 дня
23 января 2025 в 19:09
Из Шымкента будут запущены новые международные авиарейсы
22 января 2025 в 11:45
Исторический кинотеатр в Караганде снова вернулся в собственность государства
23 января 2025 в 18:17
Уникальные возможности: какие два знака Зодиака после 20 января заработают много денег
18 января 2025 в 17:59
Благодаря работе Антикора возможно понижение цен на лекарства и медизделия
23 января 2025 в 17:57
Падение акций «Казахтелекома» связано со спекуляциями на рынке
23 января 2025 в 15:20
За 11 месяцев 2024 года число электромобилей в Казахстане выросло в 1,6 раза
23 января 2025 в 16:47
К чему снится медведь: что произойдет, толкование, сонники
18 мая 2022 в 14:29
Снижение уровня воды в Каспийском море: сенатор высказался о влиянии на экономику Казахстана
23 января 2025 в 16:28
Вход на eGov.kz по-новому. Пошаговая инструкция
13 марта 2022 в 10:17
Евразийский банк предупредил о сбое в работе своих сервисов
23 января 2025 в 16:23
Казахстан не согласен с прогнозами ВЭФ о возможных вооруженных конфликтах
22 января 2025 в 18:12
Изменен список лиц, обслуживаемых в VIP-залах аэропортов Казахстана
23 января 2025 в 16:17
К чему чешется правая рука: толкование, приметы, причины
14 июня 2022 в 12:31