Эксперт объяснил, почему у льготного автокредитования много проблем

Финансовый эксперт и автор Телеграм-канала «Комментарий» Эльдар Шамсутдинов рассказал о проблемах льготного автокредитования в Казахстане, сообщает Bizmedia.kz. Далее будет идти речь только от его имени.

Почему МИИР лоббируют интересы автомобильной отрасли? Ответ во втором вопросе. Что МИИР хочет от автопроизводителей?

Начнем с изучения истории в википедии. Казахстанскому автомобилестроению в марте исполнится 20 лет, за этот срок было выпущено/собрано 527 тысяч автомобилей, в том числе грузовых, пассажирских и прицепов. Большая ли это цифра? В целом да, но нужно учитывать что основной прирост выпуска начался в 2018 году, когда прижали Балушкина (Азия Авто) и продали китайцем контролирующую долю (51%) в Allur.

В принципе можно сказать что отрасль устойчивая, бизнес завозит в упрощенном режиме автокомплекты и собирает из них автомобили на которые есть спрос как внутри страны, так и у северного соседа. Если казахстанцы не смогут покупать автомобили из-за дороговизны автомобиля и недоступности кредита, то в России спрос будет обеспечен минимум на 5 лет. С учетом того, что горизонт планирования у бизнеса 3 года, у отрасли проблем нет.

Тогда зачем нужно льготное кредитования за счет бюджетных средств? Нужно понять что не бизнес принимает решение о льготном кредитовании, это делает Правительство в лице МИИР. Но зачем?

Дело в том, что сегодняшние министры это люди с быстрым ростом, которые дальше министра не видят карьерного роста, а срок их министерской деятельности ограничен. А как тогда оставить оставить след в истории? Министр, как и любой бюрократ, хочет оставить след в истории. Как оставить след если карьера на пике?

Написать программный документ. При чем работать по нему не обязательно, тк документ долгосрочный, а должность нет. Плюс у тебя появляется возможность сказать что «у меня была стратегия как реформировать отрасль, но мне не дали ее закончить».

Окей, есть институциональная память, меняется министр, но министерство даже с учетом реструктуризации все равно остается. И вот здесь начинается основная проблема.

При быстрой сменяемости визионеров с низким уровнем проработки своего видения, госаппарат заменяет стратегическое видение и формирование будущего решением четко установленных задач. Потому что госплан осязаем, его можно видеть и потрогать в короткий срок, произвести 100 тысяч автомобилей, создать 50 000 рабочих мест, это все элементы госплана, микроменеджмента Правительства.

Поэтому на вопрос что хочет правительство от автопроизводителей? 

Есть ответ. Правительство хочет решения четко поставленных задач, например в 2021 решались такие задачи, как:

Причем даже здесь четкий и количественный пункт только 1, потому что его можно решить за счет отраслевых протекционистских мер. Если упростить, то это четкая задача для бухгалтерии и финдепа, бюджетирование и ассигнование отрасли. 

Здесь нет такого пункта, как решить проблему технологического отставания или попроще законтачить металлопроизводителей, конструкторские бюро и автодилеров для производства собственных кузовов. Только четкие задачи из To Do списка.

А какое же тогда у Правительства видение будущего казахстанского автопрома через 15 — 25 лет? 

Его нет, потому что у бухгалтера и финдира нет функции стратегического прогнозирования. На мой взгляд здесь ответ, на вопрос «Кто виноват?», виновато желание госаппарата заниматься только микроменеджментом, и игнорировать формирование будущего.

Что делать? 

Заниматься формированием будущего, развивать видение. Нанимать министров у которых есть этот навык и которые готовы вести дискуссию с публичным полем, готовых защищать свое видение будущего. Понимаю что это очень утопично, но народ который не видит свое будущее всегда будет аутсайдером и проигрывать конкуренцию на мировой арене. 

Читайте также:

Сенатор назвала 8 профессий, которых нет в вузах, но их требует рынок
24 апреля 2025 в 21:52
В Казахстане снова ожидается похолодание
23 апреля 2025 в 20:11
Клей под запрет? В Казахстане предложили ограничить продажу токсичных веществ
24 апреля 2025 в 21:24
В Кызылординской области отменили незаконные проверки малого бизнеса
22 апреля 2025 в 17:59
Ұлттық банк резервтер құрылымын қайта қарауға асықпайды
24 апреля 2025 в 20:40
Forte Bank: с 24 апреля новые ставки по депозитам физлиц
23 апреля 2025 в 12:37
Бесплатные юристы в Шымкенте: где можно получить помощь без записи
24 апреля 2025 в 20:38
Евро превысил 600 тенге, доллар держится выше 520: что происходит с валютой и золотом
21 апреля 2025 в 13:00
Энергетика министрі мен QazaqGaz компаниясының төрағысының есебі Бектеновтың сендіре алмады
24 апреля 2025 в 20:05
Доллар упал до 518,07 ₸: что происходит с курсом и как это отразится на кошельке
22 апреля 2025 в 15:35
Қор нарығында теңге қайта ес жия бастады
24 апреля 2025 в 19:28
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
2025 жылы «Самұрық-Қазына» қазақстандық бизнестен 1,4 трлн теңгенің тауарын сатып алады
24 апреля 2025 в 19:27
Присвоил миллионы на разметке: в Актобе осудили директора госучреждения
23 апреля 2025 в 10:56
Үкімет майнерлерге арналған электр энергиясын ілеспе мұнай газынан өндіру мәселесін талқылап жатыр
24 апреля 2025 в 19:25
Инвестор предложил $5 млрд за ERG: что это значит для Казахстана
21 апреля 2025 в 16:50
Свежие продукты и цены ниже на 20%: где в Алматы проходят ярмарки
24 апреля 2025 в 19:17
После трагедии на полумарафоне в Алматы власти ужесточат правила
21 апреля 2025 в 12:57
Отбасы банк привлёк 50 млрд тенге для «Наурыз 2025»: что это значит
24 апреля 2025 в 18:06
33% роста за счет торговли: эксперты заявили о перегреве экономики Казахстана
23 апреля 2025 в 14:13
inDrive масштабно обновляется в Казахстане
24 апреля 2025 в 17:24
Kaspi обновил условия по Накопительному депозиту: до 18% годовых и удобное пополнение
18 апреля 2025 в 14:14
Алматинцы жалуются на дефицит талонов к врачам: аким поручил разобраться до 1 мая
24 апреля 2025 в 17:19
Казахстан и Турция заключили соглашение о валютном обмене между тенге и лирой
23 апреля 2025 в 20:42