Эксперт объяснил, почему у льготного автокредитования много проблем

Финансовый эксперт и автор Телеграм-канала «Комментарий» Эльдар Шамсутдинов рассказал о проблемах льготного автокредитования в Казахстане, сообщает Bizmedia.kz. Далее будет идти речь только от его имени.

Почему МИИР лоббируют интересы автомобильной отрасли? Ответ во втором вопросе. Что МИИР хочет от автопроизводителей?

Начнем с изучения истории в википедии. Казахстанскому автомобилестроению в марте исполнится 20 лет, за этот срок было выпущено/собрано 527 тысяч автомобилей, в том числе грузовых, пассажирских и прицепов. Большая ли это цифра? В целом да, но нужно учитывать что основной прирост выпуска начался в 2018 году, когда прижали Балушкина (Азия Авто) и продали китайцем контролирующую долю (51%) в Allur.

В принципе можно сказать что отрасль устойчивая, бизнес завозит в упрощенном режиме автокомплекты и собирает из них автомобили на которые есть спрос как внутри страны, так и у северного соседа. Если казахстанцы не смогут покупать автомобили из-за дороговизны автомобиля и недоступности кредита, то в России спрос будет обеспечен минимум на 5 лет. С учетом того, что горизонт планирования у бизнеса 3 года, у отрасли проблем нет.

Тогда зачем нужно льготное кредитования за счет бюджетных средств? Нужно понять что не бизнес принимает решение о льготном кредитовании, это делает Правительство в лице МИИР. Но зачем?

Дело в том, что сегодняшние министры это люди с быстрым ростом, которые дальше министра не видят карьерного роста, а срок их министерской деятельности ограничен. А как тогда оставить оставить след в истории? Министр, как и любой бюрократ, хочет оставить след в истории. Как оставить след если карьера на пике?

Написать программный документ. При чем работать по нему не обязательно, тк документ долгосрочный, а должность нет. Плюс у тебя появляется возможность сказать что «у меня была стратегия как реформировать отрасль, но мне не дали ее закончить».

Окей, есть институциональная память, меняется министр, но министерство даже с учетом реструктуризации все равно остается. И вот здесь начинается основная проблема.

При быстрой сменяемости визионеров с низким уровнем проработки своего видения, госаппарат заменяет стратегическое видение и формирование будущего решением четко установленных задач. Потому что госплан осязаем, его можно видеть и потрогать в короткий срок, произвести 100 тысяч автомобилей, создать 50 000 рабочих мест, это все элементы госплана, микроменеджмента Правительства.

Поэтому на вопрос что хочет правительство от автопроизводителей? 

Есть ответ. Правительство хочет решения четко поставленных задач, например в 2021 решались такие задачи, как:

Причем даже здесь четкий и количественный пункт только 1, потому что его можно решить за счет отраслевых протекционистских мер. Если упростить, то это четкая задача для бухгалтерии и финдепа, бюджетирование и ассигнование отрасли. 

Здесь нет такого пункта, как решить проблему технологического отставания или попроще законтачить металлопроизводителей, конструкторские бюро и автодилеров для производства собственных кузовов. Только четкие задачи из To Do списка.

А какое же тогда у Правительства видение будущего казахстанского автопрома через 15 — 25 лет? 

Его нет, потому что у бухгалтера и финдира нет функции стратегического прогнозирования. На мой взгляд здесь ответ, на вопрос «Кто виноват?», виновато желание госаппарата заниматься только микроменеджментом, и игнорировать формирование будущего.

Что делать? 

Заниматься формированием будущего, развивать видение. Нанимать министров у которых есть этот навык и которые готовы вести дискуссию с публичным полем, готовых защищать свое видение будущего. Понимаю что это очень утопично, но народ который не видит свое будущее всегда будет аутсайдером и проигрывать конкуренцию на мировой арене. 

Читайте также:

Минфин запускает пилотный проект по кассовым расчетам
27 июня 2025 в 18:55
Доллар больше не в моде? Многие казахстанцы переходят на тенге
25 июня 2025 в 09:36
В Петропавловске состоялся чемпионат Национальной гвардии по рукопашному бою
27 июня 2025 в 18:49
Доллар дешевеет: что происходит с тенге
25 июня 2025 в 15:35
Цифровой сервис «Закон и порядок» заработал в eGov Mobile
27 июня 2025 в 18:34
Казахстанским водителям приходят ошибочные штрафы
26 июня 2025 в 09:58
В Казахстане вводят новый налог: взлетят цены на жилье
27 июня 2025 в 18:14
Пенсии не хватает? Почему пожилые казахстанцы выходят на работу
24 июня 2025 в 10:42
Токаев принял участие в заседании Высшего совета ЕАЭС
27 июня 2025 в 18:08
Не игнорируйте эти сигналы. Первые признаки грыжи, о которых должен знать каждый
25 июня 2025 в 14:08
Нацбанк объявил конкурс на исследовательские гранты
27 июня 2025 в 17:41
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
В НИИ кардиологии успешно выполнена третья трансплантация сердца
27 июня 2025 в 17:36
Kaspi начал выплату дивидендов: сколько получат Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким
25 июня 2025 в 15:13
Ставки по несрочным депозитам выросли — один из банков поднял до 15,2%
27 июня 2025 в 17:08
Остановить старение? Ученые назвали витамин, который творит чудеса с кожей
26 июня 2025 в 11:06
Казахстанцы чаще всего женятся летом
27 июня 2025 в 16:59
Что с долларом и тенге? Официальный курс на 25 июня
24 июня 2025 в 15:36
Комитет санэпидконтроля напоминает о профилактике коклюша
27 июня 2025 в 16:55
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12
Сенатор о проблемах в системе соцпомощи
27 июня 2025 в 16:43
Токаева поздравляют с днём рождения лидеры мира и граждане страны
17 мая 2025 в 17:25
Депозиты для физлиц под 14,3%: в Казахстане зафиксирован рекорд
27 июня 2025 в 16:38
Минеральная вода может навредить: кому стоит отказаться от нее
24 июня 2025 в 12:55