Банки второго уровня Казахстана создают инклюзивные отделения для лиц с инвалидностью

В соответствии с Концепцией повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка разработало различные меры по обеспечению физической доступности финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В связи с этим Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева инициировала специальную рабочую группу, сообщает Bizmedia.kz.

В результате рекомендаций Рабочей группы были приняты Методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг лицам с ограниченными возможностями и созданию для них безбарьерной среды. Для выполнения этих рекомендаций банки реализуют индивидуальные планы, которые направлены на адаптивные изменения технической инфраструктуры филиалов, оптимизацию веб-сайтов и мобильных приложений, а также комплексное обучение персонала взаимодействовать с этой категорией людей.

Методические рекомендации также были направлены на создание специальной «Карты доступности» 204 филиалов банка, расположенных в городах Астана, Алматы и Шымкент, которые частично адаптированы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Для того чтобы гарантировать доступ и создать среду, свободную от каких-либо препятствий, Агентство провело аудит банковских учреждений, которые лучше всего подходят для людей с ограниченными возможностями. Результаты показали, что в трех банках второго уровня их инфраструктура отвечает потребностям всех категорий лиц с инвалидностью.

Отделения Bereke bank и Банк ЦентрКредит для людей с инвалидностью

Адреса:

Bereke bank и Банк ЦентрКредит, расположенные в городе Алматы, приняли меры по обеспечению полной доступности и комфорта для лиц с ограниченными возможностями. Тактильные указатели обеспечивают удобную навигацию по помещениям, а также поручни и наклонный лифт. Входы в здание оборудованы кнопкой вызова персонала и схемы для слабовидящих людей, а двери имеют желтую разметку для улучшения видимости. Также рядом с отделением имеется выделенная парковка со знаком «Инвалид».

Люди с ограниченными возможностями имеют доступ к любой зоне в отделении, без каких-либо препятствий или ступенек, преграждающих им путь. Если установка пандусов невозможна, в качестве альтернативы предлагаются гусеничные лифты. Кроме того, в туалете, достаточно приспособленном для людей с физическими ограничениями, на полу вдоль его пути нанесена тактильная разметка.

Сотрудники операционных отделов прошли специальную подготовку для обслуживания людей с ограниченными возможностями и любыми особыми потребностями, которые могут возникнуть. Чтобы сделать обслуживание клиентов более удобным, система электронной очереди оснащена аудиоподдержкой для слабослышащих и слабовидящих людей. В отделении имеется специализированная касса для лиц с инвалидностью, соответствующая техническим нормам. 

В 2023 году банки будут внедрять банкоматы, разработанные с учетом потребностей клиентов с ограниченными физическими возможностями, например, инвалидов-колясочников. Эти новые банкоматы специально создаются с уменьшенной высотой, чтобы быть более доступными для тех, кому трудно дотянуться до традиционных машин или маневрировать ими. Кроме того, эти новые банкоматы будут предлагают функции, отвечающие потребностям людей с нарушениями зрения и слуха, такие как шрифт Брайля и голосовое сопровождение.

Отделение Kaspi для людей с инвалидностью

Адрес:

На входе в филиал АО «Kaspi Bank» в Алматы, расположенный на улице Тимирязева, 40, посетители найдут элементы, обеспечивающие безопасный и доступный доступ для всех людей.

К ним относятся кнопка вызова, которой можно воспользоваться при входе в здание, мнемосхема из ударопрочного стекла, обеспечивающая визуальную подсказки для идентификации входа и звуковой маячок, который помогает людям с нарушениями слуха найти дорогу. Кроме того, для клиентов, которые не могут воспользоваться пандусом из-за инвалидности или по другим причинам, имеется гусеничный лифт «Барс», который соответствует стандартам, установленным в статье 25 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».

Филиал банка предоставляет ряд услуг для тех, кто плохо слышит или прикован к инвалидному креслу. Для инвалидов-колясочников, которые не имеют возможности получить банковскую карту в картоматах установлены эмбоссеры (электронно-механическое устройство, предназначенное для нанесения на карту рельефных символов).

Кассовое обслуживание людей в инвалидных колясках становится простым и доступным благодаря использованию гусеничного подъемника в сочетании с банкоматом, установленным на высоте и в диаметре, удобном для человека в инвалидной коляске. Более того, слепые или слабовидящие люди могут легко получить доступ к услуге через разъем для наушников, подключенный к программному голосовому сервису, который позволяет им контролировать свои операции с помощью пин-клавиатуры, например, «Пополнить Kaspi Gold», «Снять с Kaspi Gold» или «Снять с другой банковской карты».

По данным банка, в 2022 году были закрыты отделения, где невозможно провести работы по созданию надлежащих условий ЛСИ.

Планы на ближайшее будущее

В 2023 году банк берет на себя важное обязательство по обеспечению доступности и инклюзивности, внедряя тактильные дорожки, специально разработанные для людей с ослабленным зрением, а также лифт для улучшения мобильности.

К 2024 году Агентство намерено предпринять дополнительные шаги для содействия финансовой доступности по всему Казахстану. Это предполагает открытие специализированных банковских отделений с учетом конкретных потребностей людей с ограниченными возможностями в каждом регионе.

В 2023 году Агентство и Казахстанский институт стандартизации и метрологии совместно разработают социальный стандарт для людей с ограниченными возможностями. Данный стандарт направлен на обеспечение единообразной доступности финансовых услуг в отношении как физической, так и информационной доступности. Идея была принята Институтом стандартизации и метрологии в октябре 2022 года.

Заключение

Недавно Агентство представило Методические рекомендации для финансовых учреждений 2022 года по обеспечению безопасности клиентов с ограниченными возможностями и пожилых людей при проведении операций дистанционно. Эти Инструкции служат для снижения вероятности финансовых потерь, помогая всем и пожилым оставаться в безопасности при использовании цифровых банковских услуг.

Читайте также:

Государство берёт под контроль угольную сферу перед зимой
23 июля 2025 в 19:39
Цены на еду растут из-за платных трасс? В Костанайской области началось расследование
22 июля 2025 в 17:01
С 2026 года в Казахстане планируется изменение налогообложения автомобилей
23 июля 2025 в 18:45
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
«Исправлять ошибки прошлых лет очень сложно»: экономист Хусаинов — о новом Налоговом кодексе
23 июля 2025 в 18:40
Жительница Семея столкнулась с отказом в обслуживании из-за сертификатов
21 июля 2025 в 10:43
Интернет-мошенники нацелились на пожилых: предупреждение Нацбанка
23 июля 2025 в 17:55
Минус в зарплате: в шести регионах Казахстана реальные доходы упали
22 июля 2025 в 11:18
«Народный банк» Казахстана и Click из Узбекистана обменяются долями
23 июля 2025 в 17:26
Сговор во благо: Нацбанк и Кабмин объединяются ради борьбы с инфляцией
21 июля 2025 в 18:13
Таможня ускоряется: как работает система «Кеден»
23 июля 2025 в 17:23
Поддержка армии: Токаев подписал значительные изменения в законы
16 июля 2025 в 20:43
300 тысяч студентов в Казахстане обучили финансовой безопасности
23 июля 2025 в 16:47
Хитрости не помогут: водителей предупредили о штрафах на трассе в Казахстане
21 июля 2025 в 17:47
В Костанае запущена упаковочно-фасовочная линия по переработке зернобобовых культур
23 июля 2025 в 16:46
Новая программа воспитания вводится в казахстанских школах
17 июля 2025 в 09:25
Рябков: Казахстан и Россия остаются союзниками, несмотря на сложности
23 июля 2025 в 16:40
В Атырау создадут более 30 тысяч рабочих мест
19 июля 2025 в 12:11
В ПМСП Казахстана вводят новый стандарт
23 июля 2025 в 16:12
Мёд, если есть — то его сразу нет. Была ли успешной экономика Казахстана?
21 июля 2025 в 10:47
Qazstat: В Казахстане выросло производство овощных и фруктовых соков
23 июля 2025 в 16:11
Фальшивые купюры в Казахстане: чаще всего подделывают 5 000 тенге
22 июля 2025 в 15:36
Kaspi требует вернуть миллионный ущерб
23 июля 2025 в 16:08
Более 140 тысяч тенге: назван средний размер пенсий в Казахстане
21 июля 2025 в 11:37