В соответствии с Концепцией повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка разработало различные меры по обеспечению физической доступности финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В связи с этим Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева инициировала специальную рабочую группу, сообщает Bizmedia.kz.
В результате рекомендаций Рабочей группы были приняты Методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг лицам с ограниченными возможностями и созданию для них безбарьерной среды. Для выполнения этих рекомендаций банки реализуют индивидуальные планы, которые направлены на адаптивные изменения технической инфраструктуры филиалов, оптимизацию веб-сайтов и мобильных приложений, а также комплексное обучение персонала взаимодействовать с этой категорией людей.
Методические рекомендации также были направлены на создание специальной «Карты доступности» 204 филиалов банка, расположенных в городах Астана, Алматы и Шымкент, которые частично адаптированы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями.
Для того чтобы гарантировать доступ и создать среду, свободную от каких-либо препятствий, Агентство провело аудит банковских учреждений, которые лучше всего подходят для людей с ограниченными возможностями. Результаты показали, что в трех банках второго уровня их инфраструктура отвечает потребностям всех категорий лиц с инвалидностью.
Отделения Bereke bank и Банк ЦентрКредит для людей с инвалидностью
Адреса:
- «Bereke bank» №111 «Нурлытау» г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 13/1
- АО «Банк ЦентрКредит» №0502 г. Алматы, ул. Тимирязева, 42
Bereke bank и Банк ЦентрКредит, расположенные в городе Алматы, приняли меры по обеспечению полной доступности и комфорта для лиц с ограниченными возможностями. Тактильные указатели обеспечивают удобную навигацию по помещениям, а также поручни и наклонный лифт. Входы в здание оборудованы кнопкой вызова персонала и схемы для слабовидящих людей, а двери имеют желтую разметку для улучшения видимости. Также рядом с отделением имеется выделенная парковка со знаком «Инвалид».
Люди с ограниченными возможностями имеют доступ к любой зоне в отделении, без каких-либо препятствий или ступенек, преграждающих им путь. Если установка пандусов невозможна, в качестве альтернативы предлагаются гусеничные лифты. Кроме того, в туалете, достаточно приспособленном для людей с физическими ограничениями, на полу вдоль его пути нанесена тактильная разметка.
Сотрудники операционных отделов прошли специальную подготовку для обслуживания людей с ограниченными возможностями и любыми особыми потребностями, которые могут возникнуть. Чтобы сделать обслуживание клиентов более удобным, система электронной очереди оснащена аудиоподдержкой для слабослышащих и слабовидящих людей. В отделении имеется специализированная касса для лиц с инвалидностью, соответствующая техническим нормам.
В 2023 году банки будут внедрять банкоматы, разработанные с учетом потребностей клиентов с ограниченными физическими возможностями, например, инвалидов-колясочников. Эти новые банкоматы специально создаются с уменьшенной высотой, чтобы быть более доступными для тех, кому трудно дотянуться до традиционных машин или маневрировать ими. Кроме того, эти новые банкоматы будут предлагают функции, отвечающие потребностям людей с нарушениями зрения и слуха, такие как шрифт Брайля и голосовое сопровождение.
Отделение Kaspi для людей с инвалидностью
Адрес:
- Kaspi №111 «Нурлытау» г.Алматы, ул. Тимирязева, 40
На входе в филиал АО «Kaspi Bank» в Алматы, расположенный на улице Тимирязева, 40, посетители найдут элементы, обеспечивающие безопасный и доступный доступ для всех людей.
К ним относятся кнопка вызова, которой можно воспользоваться при входе в здание, мнемосхема из ударопрочного стекла, обеспечивающая визуальную подсказки для идентификации входа и звуковой маячок, который помогает людям с нарушениями слуха найти дорогу. Кроме того, для клиентов, которые не могут воспользоваться пандусом из-за инвалидности или по другим причинам, имеется гусеничный лифт «Барс», который соответствует стандартам, установленным в статье 25 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
Филиал банка предоставляет ряд услуг для тех, кто плохо слышит или прикован к инвалидному креслу. Для инвалидов-колясочников, которые не имеют возможности получить банковскую карту в картоматах установлены эмбоссеры (электронно-механическое устройство, предназначенное для нанесения на карту рельефных символов).
Кассовое обслуживание людей в инвалидных колясках становится простым и доступным благодаря использованию гусеничного подъемника в сочетании с банкоматом, установленным на высоте и в диаметре, удобном для человека в инвалидной коляске. Более того, слепые или слабовидящие люди могут легко получить доступ к услуге через разъем для наушников, подключенный к программному голосовому сервису, который позволяет им контролировать свои операции с помощью пин-клавиатуры, например, «Пополнить Kaspi Gold», «Снять с Kaspi Gold» или «Снять с другой банковской карты».
По данным банка, в 2022 году были закрыты отделения, где невозможно провести работы по созданию надлежащих условий ЛСИ.
Планы на ближайшее будущее
В 2023 году банк берет на себя важное обязательство по обеспечению доступности и инклюзивности, внедряя тактильные дорожки, специально разработанные для людей с ослабленным зрением, а также лифт для улучшения мобильности.
К 2024 году Агентство намерено предпринять дополнительные шаги для содействия финансовой доступности по всему Казахстану. Это предполагает открытие специализированных банковских отделений с учетом конкретных потребностей людей с ограниченными возможностями в каждом регионе.
В 2023 году Агентство и Казахстанский институт стандартизации и метрологии совместно разработают социальный стандарт для людей с ограниченными возможностями. Данный стандарт направлен на обеспечение единообразной доступности финансовых услуг в отношении как физической, так и информационной доступности. Идея была принята Институтом стандартизации и метрологии в октябре 2022 года.
Заключение
Недавно Агентство представило Методические рекомендации для финансовых учреждений 2022 года по обеспечению безопасности клиентов с ограниченными возможностями и пожилых людей при проведении операций дистанционно. Эти Инструкции служат для снижения вероятности финансовых потерь, помогая всем и пожилым оставаться в безопасности при использовании цифровых банковских услуг.