С 1 октября 2021 года в Казахстане введена законодательно установленная процедура, в соответствии с которой банки и микрофинансовые организации должны помогать заемщикам, испытывающим трудности с погашением кредитов. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Согласно этой процедуре, заемщик может обратиться банк или МФО с просьбой об урегулировании задолженности, чтобы привести баланс по кредиту в соответствие с требованиями.
АРРФР уже год внимательно следит и анализирует внедрение банками и МФО единой процедуры урегулирования просроченной задолженности по кредитам граждан. За это время кредитные организации внесли изменения в свои внутренние регламенты в отношении данной процедуры, определив поэтапное рассмотрение заявлений заемщиков.
С начала 2022 года огромное количество заемщиков обратились в банки и микрофинансовые организации (МФО) с просьбой внести изменения в существующие кредитные договоры. Согласно данным, предоставленным АРРФР, более 273 800 человек подали соответствующие заявления. Из этих заявителей 70% успешно провели переговоры о реструктуризации займов.
Что обязаны сделать банки и МФО, если у вас просрочен кредит
В течение 20 дней они должны:
- Напомнить о просрочке и напомнить точную сумму;
- рассказать о правах человека, что он может обратиться за помощью к ним;
- Перечислить последствия, если человек не собирается платить.
Если заемщик не может платить, ему необходимо как можно скорее связаться с банком или МФО, предоставившей ему кредит. В интересах обеих сторон, чтобы заемщик не скрывался от кредитора, а попытался найти взаимовыгодное решение.
Как сообщить, что вы не можете платить
У вас есть 30 дней с даты просрочки, чтобы сообщить о неспособности платить долг. В заявлении нужно указать:
- Объяснить причину, почему не можете оплатить платеж, важно сделать это документами;
- отталкиваясь от ваших возможностей предложить свои варианты оплаты долга.
Заемщик должен сообщить о своих текущих финансовых и личных обстоятельствах, предоставив доказательства того, что его доход уменьшился или исчерпан. Без необходимых документов, подтверждающих это, запрос считается недействительным и не может быть рассмотрен.
После того как заемщик предоставит все необходимые документы, банк или микрофинансовая организация (МФО) приступит к рассмотрению его заявки. Будут приняты во внимание такие детали, как текущее финансовое и социальное положение заемщика (способность выплачивать кредит), единственность залогового жилья, а также история добросовестного исполнения предыдущих кредитов.
Есть 3 варианта ответа на вашу заявку:
- Согласие на ваше предложение об измении условий договора;
- банк может предложить свой вариант;
- Отказ с обязательным объяснением.
Что делать, если вы и банк или МФО не нашли выход из ситуации
У вас есть право в течение 15 календарных дней с даты получения решения кредитора обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Вам нужно будет предоставить документы, что не смогли найти устаивающее обе стороны решение.
АРРФР проведет проверку банка или МФО и сообщит о своем решении.